Качаем эмоциональный интеллект: 8 упражнений для развития эмпатии
Умение понимать, что ощущает другой человек, и правильно реагировать на его эмоции необходимо и в личных отношениях, и в бизнесе. Рассказываем, как это работает и что нужно для развития эмпатии
Работодатели все чаще среди необходимых характеристик сотрудников указывают soft skills («мягкие навыки»): это те качества, которые помогают «вписаться» в коллектив и решать рабочие вопросы без конфликтов. Одна из важных составляющих soft skills — умение понимать чувства других — эмпатия.
Эмпатия — способ услышать и понять других
Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.
Умение сочувствовать помогает нам ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком, а сам человек поймет: его эмоции важны для вас, вы его принимаете.
Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая удовлетворит обе стороны, можно лишь тогда, когда мы сумеем поставить себя на место другого.
Эмпатия — мост между мирами, в котором каждый из нас живет: он помогает чувствовать единение с окружающими.
Чтобы построить мост, необходимо следовать ряду правил.
Правила эмпатии
Правило № 1: искреннее желание понять и посочувствовать любому человеку
Эмпатия — это сложная внутренняя работа, требующая большого ресурса. Но часто нам проще судить о других, используя стереотипы и ярлыки, отмахиваться от их чувств, мотивируя это нежеланием вникать в чужие проблемы.
Совет: нам должно быть искренне не все равно, что происходит с человеком, — только так можно создать глубокие конструктивные отношения.
Правило № 2: сопереживать, а не оценивать
Если другой человек попадает в неприятную ситуацию, обычно возникает желание сказать: «Ты совершил глупость и сам виноват во всем». Но таким образом мы даем оценку происходящему, навешиваем ярлык и пытаемся обесценить чувства другого: мол, ничего страшного, что ты переживаешь, это все ерунда. Так включаются защитные механизм психики: мы не хотим сталкиваться с сильными негативными эмоциями других людей. Однако важно понимать, что такое отношение не позволит выразить сочувствие, оказать помощь, установить контакт.