Разговор о забытых гениях, глубинной религиозности и ненависти к современности

ПолкаКультура

«Изнурительное богатство русской литературы»

Юрий Сапрыкин

Иван Аксёнов, редактор издательства Common Place. Коллега и брат Аксёнова Пётр во время фотосессий остаётся в тени

Издательство Common Place — одно из самых интересных сегодня в России: здесь выходят книги по истории анархизма, монографии о забытых поэтах Серебряного века, интервью с ключевыми фигурами сибирского панка или произведения забытых раннесоветских писательниц. Определить, что объединяет эти книги, не так просто, и вместе с тем за этим набором видится чёткая издательская стратегия: возвращение забытых имён и литературных течений, вытесненных на обочину истории, интерес к социальным теориям и практикам, связанным с обособлением от государства и культурного мейнстрима. В противовес «Полке» Common Place не изучает сложившийся канон — а исследует то, что осталось за его пределами. Юрий Сапрыкин поговорил с основателями и редакторами Common Place Иваном и Петром Аксёновыми о хорошо забытых гениях, глубинной религиозности и ненависти к современности.

Издательская политика Сommon Place — в каком-то смысле попытка написать альтернативную историю или даже несколько историй литературы, вывести в центр внимания течения, которые оказались вытеснены, забыты, маргинализированы. Когда вы для себя, в своей собственной читательской биографии, впервые обнаружили эти течения и поняли, что они для вас интереснее, чем основной поток?

Иван: Вообще мы не то чтобы завзятые любители маргинальщины. Наша издательская программа формировалась в конкретных условиях: на нашем голом энтузиазме и энтузиазме наших друзей-единомышленников, без финансирования, не считая собственно продажи книг, позволявшей до недавнего времени худо-бедно обеспечивать производственный цикл — с условием, что никто из участников не получает за работу денег. На самом деле, думаю, если бы вдруг прилетел волшебник в голубом вертолёте и сказал: «Вот вам финансы в любых количествах, издавайте что хотите», я бы лично гнул куда более скучную линию. Постарался бы напереводить книжек по античке, самые известные работы о Шекспире, Гёте, Сервантесе, немецких романтиках, испанском барокко и т. п., у нас такого крайне мало издаётся. Литературные памятники мне всегда интересно было делать, из классики русского литературоведения нужно переиздать кучу всего — Гуковский⁠, Пумпянский⁠, Жирмунский⁠, Тынянов, пушкинистики море, да и среди ныне живущих олдскульных филологов многим не помешала бы поддержка и работа над серьёзными проектами вместо мелких, редких и низкооплачиваемых. Мечтать, разумеется, не вредно, но если у нас появляется возможность, мы за что-нибудь такое стараемся браться — книжку Александра Доброхотова ⁠про Данте переиздали, монография про Гёте есть в планах, сейчас готовим дневники Андрея Белого.

В числе первых наших книг были, скажем, два романа Кретьена де Труа ⁠, «Ланселот» и «Персеваль», классические средневековые стихотворные тексты, которым место скорее в «Литпамятниках», «Манифест коммунистической партии» с современным предисловием, часть «Исторического романа» Георга Лукача ⁠, посвящённая вполне магистральным писателям вроде Вальтера Скотта и Льва Толстого. С другой стороны, очевидно, что в определённых частях литературного поля существует довольно строгая иерархия. В XX веке литературы стало очень много, её невозможно впихнуть в рамки университетских курсов хоть сколько-то репрезентативно, поэтому одни авторы выталкиваются на обочину, а другие, наоборот, оказываются переоценёнными — вокруг них формируются сообщества, которые активно занимаются их поддержкой, работой с их наследием. Такой дисбаланс стал очевидным для меня в институте, благодаря моему старшему товарищу Ярославу. Он, кстати, основатель и руководитель одного из лучших музыкальных ВК-пабликов «Европа перед дождём», забитого отменной дичью, и к литературе всегда относился примерно так же, как к музыке. Ему не то чтобы специально нужно выискивать что-то забытое и неизвестное, просто если мой товарищ начинал читать, например, авторов Серебряного века, то брал сперва основное, а потом всё остальное вплоть до четвёртого ряда, ходил в Ленинку, выискивал там сборники каких-то поэтов начала прошлого столетия, которые даже маме собственной были не нужны, и переписывал от руки в тетрадку их тексты — не для научных каких-то занятий или публикаций, а просто чтобы они дома у него были, для чтения. Так он переработал на моих глазах совершенно немыслимые массивы данных и в какой-то момент очень меня этим увлёк. На тот момент у меня не было специального интереса к Серебряному веку, даже наоборот. Я предпочитал всякую «контркультуру», броскую современную литературу. Но благодаря усилиям товарища я понял, что в перерываемых им пластах обнаруживаются замечательные вещи, про которые большинство никогда и не слышало. Он меня так воспитал, я в этом смысле его верный ученик. Скажем, в первом ряду нашей литературы XX века отчётливо виден перекос, о котором я говорил выше. Мне совершенно не интересны Пастернак, Мандельштам, Набоков, Платонов, но нравятся Брюсов, Бальмонт, Сологуб, которым в своё время чуть ли не памятники при жизни ставили, а сейчас забыли почти всё ими сделанное. И это ведь авторы первого ряда, но есть куда менее яркие писатели, современные или недавние, которые получают несравнимо больше любви и внимания. А когда погружаешься в эти пласты, понимаешь, что помимо Брюсова и Бальмонта был ещё ворох уникумов вроде поэта Александра Тинякова ⁠, мы про него недавно небольшую книжку издали. На мой взгляд, интерес к подобному творчеству — хорошее основание для формирования идентичности, для собственной работы, которая может быть гораздо более продуктивной, чем попытка сесть со всеми на одну лавку. Так что это вполне осознанный читательский и издательский выбор.

Знаете Александра Кондратьева⁠? Это писатель и поэт Серебряного века, модернист, учился у Анненского, тоже увлекался Античностью, писал какие-то вещи на античные сюжеты. Стихи он писал хорошие, но не грандиозные, зато у него есть первоклассный роман «На берегах Ярыни», который мы планируем вскоре переиздать, — обязательно почитайте, вам точно понравится. Это большой роман, написанный по мотивам славянской мифологии, что-то вроде Гоголя, пропущенного через утончённую модернистскую оптику. Там действующие лица — русалки, водяные, ведьмы, причём написано всё это на полном серьёзе, с точностью реалистической прозы и красотой модернистского письма. Текст вполне на уровне «Мелкого беса», «Огненного ангела» или «Серебряного голубя» — как по мне, так даже получше последних двух. Конечно, хочется дать таким книгам новую жизнь.

Помню, брал как-то раз интервью у одной специалистки по Тургеневу на одну из моих любимых тем: «Почему никто не читает такого-то великого писателя?». Понятно, что Тургенев сейчас не самый читаемый классик, а она его обожает. И она говорит — с русской литературой есть такая проблема: она слишком богатая, в ней столько всего, что иной европейской стране хватило бы горстки наших второразрядных писателей XIX века на целую национальную литературу, которой можно гордиться, а мы неизбежно начинаем кого-то забывать. Когда у тебя есть Толстой, Достоевский, Гоголь, Пушкин и т. д., становится уже даже не до Лескова. Я в последнее время много думаю про это изнурительное богатство русской литературы. Вот сейчас некоторые наши популярные литературные деятели любят взять что-нибудь из ранней советской литературы — Пастернака, Маяковского, Леонида Леонова, — нафигарить о них том того или иного качества, заработать на этом символический капитал, ну и заодно дальше популяризировать их творчество. Хорошо ещё, что Леонову или Мариенгофу что-то досталось, но огромная толща более поздней советской литературы — её как будто не существует. С ней такая работа не ведётся, не выходят книги в серии «ЖЗЛ», не снимаются передачи для канала «Культура». И это фигуры масштаба Константина Паустовского и Аркадия Гайдара. Булгаков или Маяковский интересны всем, но я не думаю, что Паустовский или Гайдар ниже рангом. Это совершенно грандиозные писатели. Кто сейчас воспринимает Гайдара как чтение для души, как писателя, книги которого ты держишь на прикроватном столике? Разве что в виде ностальгии по советскому детству. Но это же великий писатель, многие ли умели так писать? Паустовский, которого всегда любил и продолжает любить наш с Петром отец, запомнился мне с детства как такой советский писатель, красиво писавший о природе. Но недавно я открыл «Кара-Бугаз» — и у меня глаза на лоб вылезли: это модернистская проза высочайшего полёта, ничем не хуже Бабеля, Олеши или Пильняка. Да и поздние произведения Паустовского, огромная «Повесть о жизни», совершенно гениальны. Он писатель мирового уровня, которого мы, уверен, могли бы с успехом экспортировать в другие страны, но вместо этого вынуждены заново учиться его читать.

Интересно, что вы так это видите. В моём детстве, кажется, были одни сплошные Гайдар и Паустовский, это было естественным фоном, и сейчас сложно вернуться к ним заново, увидеть в них нечто большее, чем, с одной стороны, писателя про тимуровцев, а с другой — автора природоведческих фраз из учебника русского языка: «Чу, порскнул тетерев в валежнике». Не каждый готов сделать это движение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Почему изоляция влияет на твое либидо: 7 советов, как его вернуть Почему изоляция влияет на твое либидо: 7 советов, как его вернуть

Разбираемся, как именно пандемия влияет на либидо, и что с этим делать

Playboy
Михаил Булгаков. Михаил Булгаков.

Путевые заметки Михаила Булгакова о Крыме

Esquire
Альбер Камю Альбер Камю

Статья про французского экзистенциалиста (1913–1960)

Дилетант
Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей

Для работы теста его нужно крутить так же, как и обычный спиннер

N+1
На мясных прилавках скоро станет тесно На мясных прилавках скоро станет тесно

Растущий спрос позволяет мясникам не повышать производительность труда

Эксперт
Зумеры на бумере Зумеры на бумере

Василий Степанов о сериале «Мир! Дружба! Жвачка!»

Weekend
Гениальное советское такси, которое не оценили Гениальное советское такси, которое не оценили

История такси ВНИИТЭ-ПТ

Maxim
Я не хочу искать работу и менять свою жизнь Я не хочу искать работу и менять свою жизнь

Некоторые в разгар кризиса становятся бойцами движения сопротивления

Psychologies
Четыре комнаты Четыре комнаты

Анна Толстова об опытах радикальной самоизоляции в искусстве

Weekend
Как победить сахарную зависимость? Как победить сахарную зависимость?

Как распознать зависимость от сахара, и можно ли ее победить?

Здоровье
«Азартная погоня за полнотой знания» «Азартная погоня за полнотой знания»

В чём главный вклад Андрея Зализняка в науку и какова природа его гениальности

Полка
Советы бывалого. Мореплаватель Рид Стоу о том, как прожить 1152 дня в полной изоляции и полюбить одиночество Советы бывалого. Мореплаватель Рид Стоу о том, как прожить 1152 дня в полной изоляции и полюбить одиночество

Как мореплаватель Рид Стоу проводил изоляцию в океане и что для него это значило

Forbes
Рождение таблетки. Как четверо энтузиаcтов совершили революцию в контрацепции Рождение таблетки. Как четверо энтузиаcтов совершили революцию в контрацепции

Отрывок из книги «Рождение таблетки» о невероятном социальном прорыве XX века

Forbes
Кто такой Виктор Столбун и как ему удалось основать влиятельную секту, в которой состоял Эдуард Успенский (и где практиковали насилие и лженауку) Кто такой Виктор Столбун и как ему удалось основать влиятельную секту, в которой состоял Эдуард Успенский (и где практиковали насилие и лженауку)

Чем занимается секта Столбуна, и почему она до сих пор существует

Esquire
Как лучший друг Трампа собирается заработать после пандемии Как лучший друг Трампа собирается заработать после пандемии

Близкий друг Трампа уверяет, что у него нет денег, чтобы закрыть все свои казино

Forbes
На вкус и цвет На вкус и цвет

Архитекторы из бюро «А+А» использовали цвет как инструмент создания интерьера

SALON-Interior
Как понять свой настоящий хронотип и выстроить оптимальный график сна Как понять свой настоящий хронотип и выстроить оптимальный график сна

Большинство может скорректировать время подъема без вреда для здоровья

Reminder
16 великих людей, уволенных за профнепригодность 16 великих людей, уволенных за профнепригодность

Даже невероятно талантливые люди не застрахованы от увольнения с работы

Maxim
«Мамы в восторге»: как частные детские сады и спортивные секции подстроились под пандемию «Мамы в восторге»: как частные детские сады и спортивные секции подстроились под пандемию

Детский сектор сокращает расходы, чтобы после пандемии вернуться в офлайн

Forbes
Дмитрий Брейтенбихер: «Они умеют идти вперед и при сильном встречном ветре» Дмитрий Брейтенбихер: «Они умеют идти вперед и при сильном встречном ветре»

Куда инвестируют состоятельные клиенты в условиях пандемии

Forbes
Ваш домашний сад: 5 простых шагов, чтобы начать озеленение интерьера Ваш домашний сад: 5 простых шагов, чтобы начать озеленение интерьера

Рассказываем, как создать дома зеленый уголок

Esquire
Гетероструктурные меньшинства Гетероструктурные меньшинства

Графен препятствует инженерам, но не запрещает одежде быть высокотехнологичной

N+1
Режиссер Пол Фиг: о магии визуального искусства в кино, патриархальном Голливуде и героических женщинах Режиссер Пол Фиг: о магии визуального искусства в кино, патриархальном Голливуде и героических женщинах

Эссе режиссера Пола Фига — о радости вызывать смех без помощи диалогов

Playboy
10 антитрендовых дизайнерских решений, которые мы всё равно любим 10 антитрендовых дизайнерских решений, которые мы всё равно любим

В дизайне интерьеров тоже есть тренды и антитренды

Cosmopolitan
Дуров назвал США полицейским государством и назвал 7 причин туда не переезжать. В соцсетях на это отреагировали неоднозначно Дуров назвал США полицейским государством и назвал 7 причин туда не переезжать. В соцсетях на это отреагировали неоднозначно

8 мая Павел Дуров назвал семь причин не переезжать в Кремниевую долину

Esquire
«Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли «Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли

Отрывки из писем Эдуарда Лимонова графине Елены Щаповой де Карли

Forbes
Флора и фауна: 4 занятия, которые помогут наладить контакт с природой Флора и фауна: 4 занятия, которые помогут наладить контакт с природой

Медитативных хобби, связанные с природой, которые помогут уменьшить стресс

Esquire
Вино: ценители и почитатели среди писателей Вино: ценители и почитатели среди писателей

Художники задались вопросом: какие напитки предпочитали писатели?

СНОБ
Недра небесные Недра небесные

Американские ученые выпустили самую полную геологическую карту Луны

Огонёк
Открыть в приложении