Истребитель дронов
Беспилотная авиация повторяет путь пилотируемой. В начале XX века сначала проявились разведывательные аэропланы, потом с них научились сбрасывать бомбы. Боролись с первыми самолетами изначально с земли пулеметным и артиллерийским огнем, получалось дорого и неэффективно. Пока не проявились специализированные самолеты-истребители. История повторяется и с беспилотной авиацией. Сбивать дроны ракетами или пушками также дорого и также неэффективно. Было понятно, что скоро за разведывательными и ударными дронами начнут охотиться беспилотные истребители. Первыми такой аппарат показала российская компания ZALA DEFENSE.
Безымянный дрон
У нового дрона пока нет даже названия. В видеоролике он называется «Ударным беспилотным комплексом «Ланцет-3», но это фантазия 3D-художника. С реальным истребителем дронов барражирующий боеприпас «Ланцет» не имеет почти ничего общего — не совпадают ни размеры, ни масса, ни система наведения, ни боевая часть, ни силовая установка, ни продолжительность полета, ни концепция применения. Например, боевая часть у «Ланцет-3» — 3 кг, у истребителя — 10 кг. Продолжительность полета «Ланцета» — 40 минут, а истребитель может находиться в небе около 12 часов. «Ланцет» полностью электрический, а истребитель оснащен гибридной силовой установкой, объединяющей в себе малогабаритный ДВС, генератор и электродвигатель. Но самое главное, отличается концепция применения — семейство «Ланцетов» относится к барражирующим боеприпасам второго поколения, а чтобы объяснить принцип работы нового дрона, генеральному директору ZALA DEFENSE Александру Захарову пришлось придумать новый термин — «воздушное минирование».
Перевернутая ПВО
Работы по поражению дрона другими беспилотниками ведутся многими странами. Как правило, они копируют существующую систему ПВО — наземные станции обнаружения и наведения, но вместо дорогостоящей зенитной ракеты — дешевый дрон, часто вовсе без БЧ, просто как кинетическое оружие. Недостатков у таких систем настолько много, что дальше ранних прототипов работы не продвинулись.
«Мы говорим о перевернутой системе ПВО, — говорит Александр Захаров, — Нам не нужно ни обнаружение с земли и наведение, ни пуск. Когда мы уходим за приземный строй, у нас обнаруживаемость целей возрастает на порядок. Вынесенные за приземный слой средства оптоэлектронного обнаружения работают значительно эффективнее наземных. Мы провели серию экспериментов и получается, что даже маленький разведывательный