Рассказываем историю венгерского искусства через 16 предметов

ArzamasКультура

История венгерского искусства в 16 произведениях

Потерянные и обретенные шедевры, безымянные авторы и всемирно известные художники, строгий академизм и возмутительное новаторство — все это (и еще много другого!) есть в истории венгерского искусства. Рассказываем ее через 16 предметов: картины, скульптуры и фотографии

Автор Мария Николаева

Первая Мадонна из Топореца. Работа неизвестного скульптора. 1340–1350 годы. Дерево (липа), позолота. Magyar Nemzeti Galéria

1Первая Мадонна из Топореца. Неизвестный скульптор, 1340–1350 годы

Коллекция Музея изобразительных искусств — Венгерской национальной галереи

Это одна из самых ценных из немногих сохранившихся до наших дней средневековых венгерских скульптур. Ее нашел в начале XX века в Топореце (Сейчас это территория Словакии.) писатель и фотограф Корнель Дивальд. Сам он называл себя детективом-искусствоведом, друзья дразнили его «перевозчиком святых»: Дивальд объезжал Верхнюю Венгрию (Сейчас это территория Словакии) и наносил на карту средневековые памятники и их фрагменты, фотографировал и описывал храмы, осматривал чердаки и подвалы — все, что казалось ему ценным и способным выдержать дорогу, он перевозил в города и передавал в музеи.

Приземистая, слегка изогнутая, как готическая буква S, фигура Марии напоминает каменную Мадонну аббатства Фонтене (Аббатство Фонтене — один из старейших и хорошо сохранившихся монастырей ордена цистерцианцев во Франции. Внутри монастырской церкви есть статуя XII века — дева Мария с младенцем.) — этот французский образ пришел в Венгерское королевство через Австрию. Черты, которые придал лицу Мадонны из Топореца мастер, произвели на его коллег-резчиков огромное впечатление, и в Верхней Венгрии стали появляться фигуры, сделанные по ее подобию.

Мастерство скульптора видно не только в том, как вырезана тонкая вуаль и ниспадающие складки плаща Марии, — ему удалось, повернув младенца к матери, создать ощущение, что они существуют в своем собственном, отдельном мире. И хотя младенец больше похож на взрослого человека, он не выглядит безжизненным — динамику его фигурке придают скрещенные ножки. К сожалению, мы не знаем, как выглядели его руки — как и руки Марии, они были вырезаны отдельно и крепились с помощью болтов, которые со временем были утеряны. По традиции XIV века маленький Иисус одет в рубашку — обнаженными младенцев начнут изображать в Центральной Европе лишь через 100 лет.

У скульптуры была тайна — она оживала во время службы (Такие скульптуры называют действующими.). Головка Иисуса, вырезанная отдельно от туловища, с помощью шнура приводилась в движение человеком, который прятался за фигурой. Казалось, что ребенок смотрит то на мать, то на прихожан церкви. Некоторые ученые считают, что у головки Иисуса могла быть и отдельная функция: ее снимали и относили в дом роженицы — чтобы помочь ребенку появиться на свет.

2Встреча Марии и Елисаветы. Мастер MS, 1506 год

Коллекция Музея изобразительных искусств — Венгерской национальной галереи

Встреча Марии и Елисаветы. Мастер MS. 1506 год. Дерево (липа), яично-масляная темпера, позолота. Magyar Nemzeti Galéria

Мастер MS — самый загадочный художник венгерской истории искусств, про него неизвестно практически ничего, только инициалы, которыми он подписывал свои работы. Их сохранилось всего семь, и все они — части одного створчатого полиптиха, главного алтаря церкви Святой Екатерины в городе Шелмецбанья (Теперь это словацкий город Банска-Штьявница.). Сейчас створки полиптиха находятся в венгерских и французских музеях, а одна — в словацкой церкви (Кроме «Встречи Марии и Елисаветы», которая находится в Венгерской национальной галерее в Будапеште, можно увидеть такие картины мастера MS: «Поклонение волхвов» во Дворце изящных искусств в Лилле во Франции, «Рождение Иисуса» в церкви Святого Антония в деревне Сентантал в Центральной Словакии, «Иисус на Масляничной горе», «Несение креста», «Распятие» и «Воскресение» в Христианском музее в Эстергоме в Венгрии.).

«Встреча Марии и Елисаветы» — символ Венгерской национальной галереи и самый известный из фрагментов венгерских створчатых алтарей XV–XVI веков. Это произведение относят к позднеготической живописи, однако в нем чувствуется влияние Ренессанса — как северного, так и южного: даже если сам мастер и не бывал в Италии, он определенно видел гравюры Андреа Мантеньи (Андреа Мантенья (1431–1506) — итальянский художник раннего Возрождения, отличительной чертой творчества которого считается жесткая, почти графичная манера живописи.).

Судя по надписи, оставленной мастером, работа была закончена в 1506 году. Сюжет не полностью соответствует тексту Евангелия — Мария и Елисавета встречаются не в доме Захарии (Захария — муж Елисаветы, отец Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки, Мария отправилась из Назарета навестить Елисавету после Благовещения и прожила в доме Захарии почти три месяца.), а на цветочном лугу. Пейзаж с непропорционально большими цветами далек от идиллии — ирис и земляника символизируют Страсти Христовы и материнскую боль Марии. Мастер MS добавил ирису воздушные корни — как знак утешения (Из корней ириса готовили лекарства и бальзамы.), а сам ирис напоминает работы Альбрехта Дюрера: венгерские искусствоведы предполагают, что художники какое-то время могли работать в одной мастерской.

Еще один символ грядущих страданий Иисуса — неприступные скалы и скрюченные ветви деревьев. Да и лица будущих матерей нельзя назвать счастливыми, а их красота не соответствует идеалам эпохи — лица должны были быть с правильными чертами и без выражения, разрешалась разве что полуулыбка. Скорее всего, MS нарисовал реальных людей — искусствоведам удалось установить, что Елисавета была написана с жены одного из заказчиков полиптиха, старейшины церкви. На втором плане, за изящными, словно парящими фигурами Марии и Елисаветы, открывается мир, созданный из реальных деталей: дом на горе, мастерская по выделке кожи, крепость, похожая на замок Шелмецбаньи, спешащие на ярмарку торговцы и идущий в город по мосту артист с медведем.

Неизвестно, когда и почему был разобран полиптих, возможно, это произошло из-за приближающейся турецкой угрозы (Османская империя напала на Венгрию в 1521 году. И с 1526 года, с поражения при Мохаче, до 1686 года многие венгерские земли были частью Османской империи.). В конце XIX века «Встреча Марии и Елисаветы» была найдена на чердаке церкви деревни Топатак (Теперь это Бански-Студенец, Словакия.), в пяти километрах от Шелмецбаньи. Сколько она там пролежала, неизвестно, но впоследствии реставраторы, удалив слой копоти и пыли, определили, что она не была перекрашена в эпоху барокко (Часто в XVII–XVIII веках картины переписывали — обновляли платья по моде или по каким-то другим соображениям: например, не принято было явно показывать женщин в положении, поэтому их закрывали широкими плащами.), то есть в церковь, судя по всему, не возвращалась. Плотник, нашедший картину, присвоил ее и заложил в ломбард, откуда в 1902 году «Встречу Марии и Елисаветы» выкупил Музей изобразительных искусств.

3Портрет Ференца Ракоци II. Адам Маньоки, 1712 год

Коллекция Музея изобразительных искусств — Венгерской национальной галереи

Портрет Ференца Ракоци II. Картина Адама Маньоки. 1712 год. Холст, масло. Magyar Nemzeti Galéria

Адам Маньоки — самый знаменитый венгерский художник эпохи барокко. У него необычная биография — этот мальчик из деревни на севере Венгрии был настолько талантлив, что, несмотря на свое бедное происхождение, получил художественное образование и уже к 19 годам стал самостоятельным художником-портретистом в саксонском Люнебурге. Слава его росла, и все чаще у него появлялись заказы в домах немецких аристократов. В 1707 году в Берлине Маньоки встретился с Шарлоттой Амалией, женой Ференца II Ракоци, князя Трансильвании, возглавившего борьбу венгров против Габсбургов (После поражения в 1526 году в битве при Мохаче, которую венгерская армия проиграла османам, Венгерское королевство оказалось разделенным на три части. Центральная часть перешла под власть султана. Северная часть стала Королевской Венгрией под властью династии Габсбургов. Третья часть обособилась и образовала Трансильванское княжество, признавшее вассальную зависимость от Османской империи. Когда турки были наконец изгнаны, Габсбурги решили оставить венгерские земли под своей властью. Ференц II Ракоци, воспользовавшись тем, что Габсбурги заняты войной за испанское наследство, поднял восстание, но оно было подавлено.). По совету жены князь назначил Маньоки придворным художником — глава куруцев (Так в Венгрии называли вооруженных антигабсбургских повстанцев, борцов за независимость.) хотел занять достойное место в ряду европейских монархов, и без собственного портретиста ему было не обойтись. Но Маньоки не только писал Ракоци — он рисовал эскизы для пропагандистских литографий и памятных монет, которые чеканил князь, и даже выполнял его тайные дипломатические поручения в Европе.

Свой самый знаменитый портрет Ференца Ракоци художник написал в 1712 году в Гданьске — борьба за независимость была проиграна, и князь вынужден был уехать из Венгрии. Это уже не парадный, а частный портрет — перед нами опальный князь в костюме венгерского аристократа с орденом Золотого руна (Орден Золотого руна — знак светского рыцарского ордена, основанного в 1430 году герцогом Бургундии Филиппом III Добрым. Одна из самых почетных династических наград Европы.), без регалий главы государства. Картина была подарена польскому королю и саксонскому курфюрсту Августу Сильному, в 1728 году она уже числилась в дрезденской королевской коллекции, где и пролежала в безвестности более 150 лет.

В 1893 году портрет Ракоци был совершенно случайно обнаружен молодым венгерским искусствоведом Шандором Няри (Зоммером), который искал в Дрездене работы совсем другого художника. Няри сфотографировал картину и написал о своей находке статью в газету. Черно-белый снимок увидел коллекционер и меценат Марцелл Немеш, который решил во что бы то ни стало вернуть картину в Венгрию. Много лет он вел переговоры с директором Дрезденской галереи и в 1919 году даже предлагал обменять Маньоки на Эдуарда Мане. Обмен не состоялся, но через несколько лет Немешу все же удалось приобрести портрет Ракоци, и он лично привез картину в Будапешт. Встречали ее торжественно — она была передана в Музей изобразительных искусств в присутствии правителя Венгерского королевства Миклоша Хорти (После низложения последнего венгерского короля Карла IV в 1921 году Венгрия оставалась королевством, но престол был вакантен. Хорти был регентом Венгерского королевства в 1920–1944 годах.), а в парламенте министр культуры прочел благодарственную речь. С тех пор «Портрет Ференца II Ракоци» кисти Адама Маньоки считается венгерской национальной реликвией.

4Пастушка, или Рождение прекрасных искусств. Иштван Ференци, 1820–1822 годы

Коллекция Музея изобразительных искусств — Венгерской национальной галереи

Пастушка или Рождение прекрасных искусств. Скульптура Иштвана Ференци. 1820–1822 годы. Мрамор. Magyar Nemzeti Galéria

Иштван Ференци родился в 1792 году в одном из самых древних венгерских ремесленнических городов Римасомбате (Теперь это Римавска-Собота, Словакия.), славившемся своими мастерами кузнечных и слесарных дел. Ференци с детства работал в мастерской отца, затем учился рисунку в Буде, искусству гравировки — в Вене, но хотел заниматься скульптурой, причем под руководством Антонио Кановы (Антонио Канова (1757–1822) — итальянский скульптор, представитель неоклассицизма.) — после того как Ференци увидел его надгробие Марии Кристины (Надгробие эрцгерцогини Австрийской Марии Кристины создано Антонио Кановой в 1805 году и установлено в церкви Святого Августина в Вене.), он мечтал только о Риме. В 1818 году он отправился в Италию пешком и через месяц предстал перед Кановой. Тот выслушал молодого венгра, но в ученики не взял, а направил к своему более молодому коллеге и сопернику Бертелю Торвальдсену. Судя по всему, Ференци не обиделся и продолжал восхищаться Кановой, работая у Торвальдсена: в его мраморной «Пастушке» чувствуется влияние обоих представителей неоклассицизма.

Иштван Ференци закончил эту скульптуру в 1822 году и назвал ее «Рождение прекрасных искусств». Вдохновила Ференци античная легенда: дочь гончара Бутада, узнав, что ее возлюбленный покидает Коринф и отправляется в военный поход, нарисовала его профиль на стене дома, чтобы образ юноши навсегда остался с ней, и так появилось изобразительное искусство. Героиня Ференци рисует образ любимого не на стене, а на земле — присев, немного развернувшись, как бы изучая модель. Поза довольно неудобная — кажется, что девушка вот-вот выпрямится, и это придает скульптуре динамику.

Свою работу Ференци посвятил палатину (Палатин — вице-король, высшая после короля государственная должность в Венгерском королевстве.) Венгрии Иосифу Австрийскому (именно он дал скульптору государственную стипендию на обучение у Торвальдсена) и отправил на родину — в дар венгерскому народу. Чтобы девушка не путешествовала одна, Ференци снарядил ей попутчика — мраморный бюст венгерского поэта эпохи Просвещения Михая Чоконаи (Сейчас он находится в Дебрецене, в Реформатcком колледже.).

Уже в Венгрии скульптура «Рождение прекрасных искусств» получила второе имя — «Пастушка», скорее всего, из-за рожка за спиной у девушки. А третье имя «Графидион», то есть «Рисовальщица», ей дал Ференц Казинци, поэт, писатель, реформатор венгерского языка и литературы. Он посвятил ей оду, причем еще до того, как увидел вживую: скульптуру на родине очень ждали. Казинци обращается к ней так: «Девушка, вот он! И ты, улыбаясь, смотришь, как верно песок передал его лик. Скажи же, кто вел твою руку? Чей шепот вдохнул в тебя смелость?» (Перевод Марии Николаевой.)

Иштван Ференци остался в истории искусства не только как скульптор — за шесть лет, прожитых в Риме, он собрал целую коллекцию небольших бронзовых фигур, которые принимал за произведения античной эпохи. Одна из них, «Всадник», стала знаменитой — она считается единственной дошедшей до нас скульптурой, сделанной по эскизам Леонардо да Винчи при его жизни (а возможно, и им самим).

5Печальный пастух. Миклош Ижо, 1862 год

Коллекция Музея изобразительных искусств — Венгерской национальной галереи

Печальный пастух. Скульптура Миклоша Ижо. 1862 год. Мрамор. Magyar Nemzeti Galéria

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Печать навсегда: 5 бумаг, которые изменили мир Печать навсегда: 5 бумаг, которые изменили мир

Бумаги, которые определили ход истории на несколько веков вперед

Inc.
Спортивное питание: наращивает мышцы или убивает почки? Спортивное питание: наращивает мышцы или убивает почки?

Сегодня проблему стройматериалов для мускулов решают волшебные пилюли

Maxim
Найдено самое старое свидетельство распития вина древними греками Найдено самое старое свидетельство распития вина древними греками

Об этом свидетельствуют находки в древних Филиппах – им целых 6 000 лет

National Geographic
Ученые «воссоединили» двух викингов после смерти Ученые «воссоединили» двух викингов после смерти

Установлена генетическая связь между останками, найденными в разных местах

National Geographic
Си Ди Си Рив: «Хаос любви. История чувств от Си Ди Си Рив: «Хаос любви. История чувств от

Отрывок из сборника эссе Си Ди Си Рива о природе секса и любви

СНОБ
Порча и сглаз: психолог объясняет, как устроены энергетические воздействия Порча и сглаз: психолог объясняет, как устроены энергетические воздействия

Психолог: как не попадаться на уловки гадалок и самому стоить свою жизнь

Cosmopolitan
Демографическое давление привело к росту насилия в Древней Японии периода Яей Демографическое давление привело к росту насилия в Древней Японии периода Яей

Антропологи проанализировали человеческие останки из погребений с острова Кюсю

N+1
Возьми с собой в отпуск: 10 легких сериалов для летних вечеров Возьми с собой в отпуск: 10 легких сериалов для летних вечеров

Собрали для вас «чемоданчик» сериалов на лето

Cosmopolitan
3 правила идеальной формы бровей 3 правила идеальной формы бровей

Создание образа начинается с оформления бровей

Cosmopolitan
Deus ex Machina Deus ex Machina

Рэймонд Курцвейл – изобретатель синтезаторов, планшетных сканеров и футуролог

Playboy
3 мифа об охлаждении ноутбуков, в которые пора перестать верить 3 мифа об охлаждении ноутбуков, в которые пора перестать верить

Помогают ли охлаждающие подставки? Каким слоем нужно наносить термопасту?

CHIP
10 правил: как похудеть незаметно 10 правил: как похудеть незаметно

Можно ли похудеть незаметно для себя?

Здоровье
Плодоядные птицы не помогут большинству европейских растений сбежать от изменений климата Плодоядные птицы не помогут большинству европейских растений сбежать от изменений климата

Семена 86 процентов видов растений птицы переносят в южном направлении

N+1
Дома с привидениями: 5 мистических усадеб России Дома с привидениями: 5 мистических усадеб России

Российские призраки не менее изобретательны, чем их зарубежные «коллеги»

National Geographic
«Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva «Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva

История успеха проекта Canva — стартапа для дизайнеров

VC.RU
Почему нельзя поворачиваться спиной к тигру Почему нельзя поворачиваться спиной к тигру

Жители Индии носят на затылке маски с изображением человеческого лица. Зачем?

National Geographic
Почему никому не стоит делать ламинирование ресниц дома — узнали у врача Почему никому не стоит делать ламинирование ресниц дома — узнали у врача

Можно ли подкручивать ресницы на дому?

Cosmopolitan
Балахоны в мусорку! Как выглядеть стильно при любом телосложении Балахоны в мусорку! Как выглядеть стильно при любом телосложении

Сегодня выглядеть стильно можно при любом телосложении

Cosmopolitan
Жесты, перформансы и смертельные номера: что творят футболисты на стадионе Жесты, перформансы и смертельные номера: что творят футболисты на стадионе

Мало просто забить гол, нужно сделать так, чтобы его запомнили

Maxim
«Шансы есть» — роман о дружбе длиною в 40 лет от лауреата Пулитцеровской премии, автора «Эмпайр Фоллз» Ричарда Руссо. Публикуем фрагмент «Шансы есть» — роман о дружбе длиною в 40 лет от лауреата Пулитцеровской премии, автора «Эмпайр Фоллз» Ричарда Руссо. Публикуем фрагмент

Отрывок из романа Максима Немцова о прошлом и настоящем

Esquire
Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы Непревзойденные асы: как живут и охотятся стрекозы

Это не миражи и не призраки, а стремительные и ловкие охотники из мира насекомых

Вокруг света
Олег Жеребцов Олег Жеребцов

Олег Жеребцов построил первый матричный завод-трансформер в России

Собака.ru
Мышонок Толстого: большие творцы и маленькие твореньица Мышонок Толстого: большие творцы и маленькие твореньица

Hассказываем о маленьких замыслах других великих мастеров в семи номинациях

Arzamas
Насилие отчима и опасные роды: личные драмы «Красотки» Джулии Робертс Насилие отчима и опасные роды: личные драмы «Красотки» Джулии Робертс

Голливудская звезда Джулия Робертс преодолела многие сложности

Cosmopolitan
Новая жизнь за партой Новая жизнь за партой

Рынок дополнительного образования для взрослых переживает подъем

Эксперт
Наш ковер — цветочная поляна: что такое «Невидимый театр» и где его искать Наш ковер — цветочная поляна: что такое «Невидимый театр» и где его искать

Как устроен «Невидимый театр» и почему квартирники не могут обойтись без коньяка

РБК
Лучшие шутки папы римского Франциска Лучшие шутки папы римского Франциска

Про тещу, виски, Тарзана и кое-что еще. Папа может!

Maxim
Чувственные мамочки! Пикантные фото Кузнецовой и других звезд сериала «Родком» Чувственные мамочки! Пикантные фото Кузнецовой и других звезд сериала «Родком»

Пикантные фотох мамочек из сериала «Родком»

Cosmopolitan
«Sister to sister. Бизнес-истории от Ирины Хакамады, Ирины Эльдархановой, Дарьи Петра и других удивительных женщин». Отрывок из книги «Sister to sister. Бизнес-истории от Ирины Хакамады, Ирины Эльдархановой, Дарьи Петра и других удивительных женщин». Отрывок из книги

Отрывок из книги «Sister to sister» — о секретах успеха рассказывает Дарья Петра

СНОБ
Не бег: 7 необычных идей для занятия спортом этим летом Не бег: 7 необычных идей для занятия спортом этим летом

Летний спорт: терапевтические пробежки, триклаймбинг и дофаминовые танцы

Reminder
Открыть в приложении