Архивы «Мосфильма» раскрывают историю главного новогоднего фильма страны

EsquireИстория

«Иронии судьбы» — 45 лет

Рассказываем, как создавалась картина (и показываем эксклюзивные фото со съемок)

1 января 2021 года исполняется 45 лет с премьеры фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. Крылатые фразы вроде «3-я улица Строителей, квартира 12», «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и, конечно, музыка из фильма сейчас знакомы каждому. Но не все знают, что в истории создания этого фильма много своей иронии судьбы. По просьбе Esquire Алексей Бородачев-Архипов проник в архивы «Мосфильма» и рассказал, как шла работа над главным новогодним фильмом России и СССР.

Пьеса и спектакли

Все началось в 1968 году, когда Эмиль Брагинский, соавтор Рязанова, с которым тот успел поработать уже над несколькими проектами, предложил режиссеру написать пьесу, «чтобы заработать». Требования были простые: минимум героев и декораций — такая формула позволяла легко продать ее театрам. «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...», как рассказывали сами авторы, была написана меньше чем за две недели. В основу сюжета лег реальный случай, вычитанный авторами в газете (по другой версии, рассказанный композитором Никитой Богословским): 31 декабря на праздновании то ли дня рождения, то ли годовщины свадьбы один из гостей, пришедший на праздник из бани, быстро набрался и уснул. Кто-то из компании предложил подшутить над несчастным и отвезти его на вокзал. Заплатив проводнице, пассажира загрузили в поезд в общий вагон на полку для багажа, — очнулся он уже в Киеве. Авторы просто дополнили эту историю романтической линией, проблемой похожести районных застроек и квартир и заменили поезд самолетом.

Спектакль «С легким паром!» был в репертуаре 110 театров страны и, как и планировалось, приносил авторам дивиденды. Но с московскими сценами все было куда сложнее. Два театра, претендовавшие на материал Рязанова и Брагинского, столкнулись с трудностями, из-за которых постановка стала невозможна: в театре Вахтангова из-за готовящегося празднования столетнего юбилея Ленина решили, что нужен более подходящий к событию репертуар; а в театре Станиславского у труппы возникли внутренние проблемы. В итоге Рязанов и Брагинский решили вообще отказаться от идеи показывать спектакль в столице. Но в одном месте, с разрешения Эльдара Александровича, спустя некоторое время постановка все же состоялась — это был Театр мимики и жеста. Брагинский на спектакль идти отказался, а вот Рязанов пошел, говорят, был поражен блестящей игрой актеров.

Спустя несколько лет за плечами тандема были «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и телеспектакль «Сослуживцы» (режиссером последнего Рязанов не был, но позже, в 1977 году, по написанному им с Брагинским одноименному сценарию он снял культовый «Служебный роман»). Сделать паузу в совместной работе пришлось по вынужденной причине — в 1974 году Эмиль Вениаминович пережил инфаркт. Именно тогда Рязанов и задумался об экранизации современной сказки о подвыпившем враче.

c6cd68669eea2c81716da12ac4820e0c_small.jpg

f92696bb4ed542e532a54e7c1431be9b_small.jpg
cad8e34d6dc858a08b01704d11577e67_small.jpg
7d833968db28aba9bc282225f895ccb7_small.jpg
3bf9428e3bfec960dad67d8eca8dae47.jpg
4ba0e5ca58039c40b7034b23be2be193.jpg

Несмотря на то что Рязанов уже успел получить статус народного любимца, проблем с запуском картины было очень много. Вечная борьба режиссеров со студиями, министрами культуры и председателями околокинематографических ведомств имела место и в этой истории: обратившись на «Мосфильм» и в Госкино, режиссер получил категорические отказы — никто не видел смысла вкладываться в комедию, еще и двухсерийную. Казалось, на этом могла бы быть поставлена точка, но Рязанов решил пойти другим путем и предложил сценарий телевидению. Не последнюю роль в этом решении сыграла конкуренция и некоторая антипатия между начальниками двух ведомств: председателем Комитета СССР по кинематографии Филиппом Ермашом и председателем Комитета по радио и телевещанию Сергеем Лапиным. Для Лапина отказ от сценария кинематографистов стал лучшим подтверждением того, что проект нужно брать в производство. Так «Ирония» запустилась на «Мосфильме», в объединении телевизионных фильмов.

То самое коричневое платье и типовая квартира Жени Лукашина

Скромный телевизионный фильм — что от него вообще можно было ждать? Но Рязанов подошел к съемкам масштабно. Ему удалось собрать такую съемочную группу, какой не всегда мог похвастать даже всемирно известный режиссер.

Главным оператором картины стал Владимир Нахабцев, который уже работал с Рязановым над «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля» и «Зигзагом удачи». Именно он принял решение использовать новаторскую для того времени трехкамерную систему: все писалось с разных точек тремя камерами одновременно — это упрощало монтаж, позволяло снимать большими кусками и не повторять съемки одной и той же сцены ради смены плана или ракурса. К тому же такой метод давал свободу артистам в импровизации, которую Рязанов очень любил.

Отвечать за декорации позвали художника кино Александра Борисова. Как он позже признавался, работа над «Иронией» была одновременно и самой простой за его карьеру, и очень сложной — было необходимо сделать квартиры главных героев не просто соответствующими духу времени, а детально повторяющими быт каждого жителя большого города тех лет: со «стенкой», кухонным гарнитуром, определенными обоями. Типовая квартира в типовом доме. Кстати, новоселами герои стали именно по предложению Борисова: во-первых, это объясняло ненаблюдательность Жени Лукашина, а во-вторых, это отлично пересекалось с действительностью — жилье тогда получали под праздники.

Узнаваемые сегодня вещи вроде коричневого «праздничного платья» из крепа и лисьей шапки Надежды, которые на долгое время стали объектами желания каждой советской женщины, или «серого пиджака в елочку из Мосторга» Жени Лукашина появились в фильме благодаря Ольге Кручининой. На момент съемок «Иронии» в ее фильмографии уже были крупные проекты — «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Гусарская баллада», «Сказка о царе Салтане», «Зигзаг удачи», «Руслан и Людмила». Когда достать что-то модное было практически невозможно, Кручининой удавалось создавать для героев по-настоящему запоминающиеся, красивые, продуманные и стильные образы.

Некоторые трудности у Рязанова возникли с поиском композитора — в сценарии было прописано девять стихотворений (Евтушенко, Пастернака, Ахмадулиной, Львовского, Аронова, Цветаевой и Кочеткова). Восемь из них должны были стать песнями, плюс нужно было написать остальной саундтрек. Рязанов посчитал, одному автору такая задача была непосильной, поэтому он решил обратиться сразу к четырем: Яну Френкелю, Исааку Шварцу, Андрею Петрову и Микаэлу Таривердиеву. Идея состояла в том, чтобы каждый написал по две песни. Сначала все ответили согласием, но через некоторое время трое отказались — кто-то из-за поездки за границу, кто-то из-за занятости в других проектах. Так по иронии судьбы остался только Микаэл Леонович.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Автор бестселлера о башнях-близнецах – о катастрофе, которую еще можно предотвратить Автор бестселлера о башнях-близнецах – о катастрофе, которую еще можно предотвратить

Возможно, вы станете есть меньше мяса, прочитав книгу «Погода – это мы»

GQ
Изменение сознания: история отношений россиян с алкоголем длиной в 30 лет Изменение сознания: история отношений россиян с алкоголем длиной в 30 лет

Решили изучить историю России — от сухого закона Михаила Горбачева до наших дней

Men’s Health
Липкая граната и другое нелепое оружие, за которое военным пришлось краснеть Липкая граната и другое нелепое оружие, за которое военным пришлось краснеть

Это оружие было создано для того, чтобы застать врага врасплох, пока он смеется

Maxim
Не жалея ни женщин, ни детей Не жалея ни женщин, ни детей

Процесс по делу об айнзацгруппах в Нюрнберге

Дилетант
Вверх на электричестве: электросамолеты будущего Вверх на электричестве: электросамолеты будущего

Авиацию надо переводить на электричество

Популярная механика
Театр одной актрисы: ситуации, в которых ты всегда притворяешься Театр одной актрисы: ситуации, в которых ты всегда притворяешься

Ситуации, в которых ты никогда не говоришь правду

Cosmopolitan
Я — легенда Я — легенда

Ретроспективная вилла в Лос-Анджелесе

SALON-Interior
Котлета денег: из чего делают искусственное мясо и почему оно так дорого стоит Котлета денег: из чего делают искусственное мясо и почему оно так дорого стоит

Глядя на эти цены начинает казаться, что дешевле есть сразу деньги

Maxim
Самые надежные автомобили до 1,7 млн рублей. Список Самые надежные автомобили до 1,7 млн рублей. Список

Бюджетные седаны, пожилые кроссоверы, забытые бойцы и ни одной «Тойоты»

РБК
«Амбиций у меня вообще поубавилось, тем более в бизнесе»: главное из интервью Олега Тинькова на «Дожде» «Амбиций у меня вообще поубавилось, тем более в бизнесе»: главное из интервью Олега Тинькова на «Дожде»

Олег Тиньков рассказал о борьбе с болезнью и сорвавшейся сделке с «Яндексом»

VC.RU
25 типичных ошибок, которые каждый мужчина совершает снова и снова 25 типичных ошибок, которые каждый мужчина совершает снова и снова

Есть вещи, которые делать нельзя, но мы все равно делаем. И потом жалеем!

Maxim
Как материнство меняет мозг Как материнство меняет мозг

Как дети делают нас круче и умнее

Здоровье
Making of: как создавался рисунок на корешках номеров Esquire Making of: как создавался рисунок на корешках номеров Esquire

Рисунок на корешках журнала Esquire — арт-проект на тему конца света

Esquire
«Анастасия» — на «Титанике», а «Холоп» — на «Льду». Почему «Серебряные коньки» — самый симпатичный в этом году праздничный фильм «Анастасия» — на «Титанике», а «Холоп» — на «Льду». Почему «Серебряные коньки» — самый симпатичный в этом году праздничный фильм

«Серебряные коньки» — святочный рассказ, блокбастер и диснеевская сказка

Esquire
Хотите стать успешным — перестаньте работать в одиночку Хотите стать успешным — перестаньте работать в одиночку

Хотите расширить бизнес, увеличить доходы и жить в своё удовольствие?

Inc.
Древние боги смерти и разрушения, которые были куда кровожаднее дьявола Древние боги смерти и разрушения, которые были куда кровожаднее дьявола

Должен же кто-то делать эту работу!

Maxim
Как пилоты «Формулы-1» выходят из аварий целыми и (почти) невредимыми Как пилоты «Формулы-1» выходят из аварий целыми и (почти) невредимыми

На «Формуле-1» автомобиль может разбиться в дребезги, а пилот не пострадать

GQ
Ореховый торт без муки Ореховый торт без муки

Старинный рецепт поразительного орехового бисквита

Weekend
2008 год 2008 год

Победа Дмитрия Медведева на выборах, триумф российского футбола и «Евровидение»

Esquire
Что, кроме «Щелкунчика», послушать под Рождество Что, кроме «Щелкунчика», послушать под Рождество

Семь композиций, которые настроят на праздничный рождественский лад

Seasons of life
Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо

Отрывок из книги «Кабинет редкостей» о Гильермо дель Торо

GQ
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Аренда мозга, бизнес в «облаке», дизайн детей: где скрываются ниши на триллион долларов Аренда мозга, бизнес в «облаке», дизайн детей: где скрываются ниши на триллион долларов

Сэм Альтман обсуждает, какие рынки в будущем смогут зарабатывать триллионы

VC.RU
2020-й: что это было и как с этим жить 2020-й: что это было и как с этим жить

Как подводить итоги 2020 года и как давать оценку тому, что произошло?

РБК
Два вида горихвостковых певунов с разных высот ужились в антропогенном ландшафте Два вида горихвостковых певунов с разных высот ужились в антропогенном ландшафте

Человек создает мозаику местообитаний, где могут сосуществовать разные виды

N+1
Ведический календарь: что это такое и как он устроен Ведический календарь: что это такое и как он устроен

Ведический календарь – старинная система летоисчисления

Cosmopolitan
Кому удалось воскресить старые автомобильные бренды, а кто – облажался Кому удалось воскресить старые автомобильные бренды, а кто – облажался

Зачем Renault возрождают Alpine и почему с рынка исчезли автомобили Bugatti

GQ
Как заставить себя заниматься спортом: 12 советов, которые точно помогут Как заставить себя заниматься спортом: 12 советов, которые точно помогут

Подборка советов, которые помогут выработать привычку заниматься спортом

Playboy
Самые ироничные и нелепые случаи, когда в России наказывали за изображение свастики Самые ироничные и нелепые случаи, когда в России наказывали за изображение свастики

Нередки случаи, когда штрафы выписывают за символы, не относящиеся к запрещенным

Maxim
Открыть в приложении