Андрей Стыскин из «Яндекса» — о технологиях и голосовом поиске

РБКHi-Tech

«Инженеры не любят копировать»

О технологиях, которые помогут пользователям искать информацию в интернете, в каких случаях сейчас используют голосовой поиск и при каких условиях «Яндекс» готов платить СМИ за контент — Андрей Стыскин в интервью РБК

Анна Балашова

756258380007372.jpg
Андрей Стыскин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Яндекс» был основан в 2000 году как сервис для поиска в интернете. И до сих пор поиск — одно из важнейших направлений бизнеса компании, на рекламе в поиске и других сервисах интернет-холдинг зарабатывает 49% выручки, или 39,5 млрд руб., по итогам первого квартала 2021 года (последние доступные данные). Россия остается одной из немногих стран в мире, где лидером на рынке поиска является не мировой монополист Google, а национальная компания. По данным «Яндекс.Радар», сейчас доля «Яндекса» на рынке поиска в России составляет 58,8%, а Google — 39,4%. Однако в 2015–2016 годах российская компания теряла долю: на мобильных устройствах, которые стремительно набирали популярность, по умолчанию использовался поисковик Google, так как компания является владельцем операционной системы Android. Исправить ситуацию удалось только после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала Google не препятствовать установке на смартфоны альтернативных поисковых приложений. Дело было возбуждено по жалобе «Яндекса».

Теперь сам «Яндекс» является объектом расследования ФАС. В августе 2020 года ivi, Avito, ЦИАН, Profi.ru, «Туту.ру» и другие игроки российского интернет-рынка пожаловались на компанию из-за использования так называемых колдунщиков — интерактивных виджетов, всплывающих на странице результатов поиска после рекламы. В феврале этого года ФАС вынесла «Яндексу» предупреждение и потребовала до 1 апреля устранить нарушение. Этого не произошло, и ФАС возбудила дело против «Яндекса», его рассмотрение должно состояться в июле.

Параллельно в отдельных странах звучат предложения обязать цифровые платформы платить СМИ за контент. О жалобе в ФАС, конкуренции с Google и о том, что компания намерена добровольно делиться со СМИ частью выручки, в интервью РБК рассказал Андрей Стыскин, директор бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса», в зону ответственности которого входят все поисковые продукты и технологии компании, реклама в поиске, голосовой помощник «Алиса», геосервисы, сервисы «Погода», «Новости», «Путешествия» и др.

Про спор вокруг «колдунщиков»

После того как ФАС возбудила дело против «Яндекса», компания опубликовала принципы, согласно которым сторонние сервисы могут получить представление в поиске с помощью обогащенных, то есть расширенных, ответов. Для этого им нужно предоставить большой объем данных «Яндексу», а также поддерживать на своих ресурсах авторизацию и оплату через инструменты интернет-компании. Пожаловавшимся в ФАС компаниям такие условия не понравились.

По словам Андрея Стыскина, несмотря на сомнения со стороны ряда бизнесов, сейчас «Яндекс» ведет переговоры об интеграции в соответствии с опубликованными принципами более чем с 40 крупными и небольшими компаниями (какими конкретно, он не называет).

— Все без исключения поиски в мире, в том числе в США, Китае, Корее, используют обогащенные ответы, для того чтобы улучшать пользовательский опыт. Это не вчера придуманная вещь. «Яндекс» развивает такие ответы больше десяти лет, у нас больше десятка видов публично доступных обогащенных ответов. Для миллионов сайтов мы обогащаем выдачу автоматически, например для сайтов СМИ, а больше 30 тыс. интернет-магазинов на безвозмездной основе самостоятельно предоставляют данные для обогащения выдачи. Заявители [жалобы в ФАС] хотят получить больше внимания и трафика, но внимание пользователя небесконечно. Задача «Яндекса» — найти правильный баланс и помочь решить вопрос пользователя наилучшим образом. Поэтому важно затачивать интеграции с партнерами под каждый сценарий, что требует дополнительной разработки. Иначе получается, как в оригинальной «Золушке» братьев Гримм: лучше отрубить пальцы сестрам, лишь бы влезть в туфельку. А нам важно найти именно правильную Золушку под правильный размер туфли.

Свою ключевую задачу в качестве поисковика компания видит в том, чтобы «создать максимально универсальный поиск, который ищет объекты во всех доступных источниках», говорит Стыскин. Например, если человек захочет посмотреть французскую комедию, ему не нужно будет искать ее отдельно в каждом онлайн-кинотеатре или «Афише». Достаточно будет забить вопрос в поиске «Яндекса», чтобы увидеть в одном блоке фильмы из коллекции «Кинопоиска», Okko и других онлайн-кинотеатров, а также те, что идут в кино. Интеграция в такие универсальные ответы бесплатная. Стыскин рассчитывает, что благодаря публикации принципов компания сможет интегрировать большее количество партнеров.

756258380351480.jpg
Андрей Стыскин. (Владислав Шатило / РБК)

Он напомнил, что «Яндекс» уже давно разрабатывал и предлагал партнерам более заметное представление в поисковой выдаче. В 2013 году компания представила такие форматы в рамках проекта «Острова», но тогда они не пользовались большим спросом, потому что интеграция требовала технических усилий со стороны партнеров, к которым рынок не был готов. «В 2021 году общий уровень технологий, доступных участникам рынка, гораздо выше, чем в 2013-м, а мы со своей стороны пытаемся в каждом следующем поколении своего предложения упростить порог входа в интеграцию с поиском», — отметил Стыскин.

— Когда мы опубликовали свои принципы, представители рынка, в том числе коалиции [компаний, пожаловавшихся в ФАС], спросили, зачем нам столько информации. Мы объясняем, что без этих данных не получится сделать полезный людям обогащенный ответ. Например, чтобы искать по сайтам, через которые продаются автомобили, мало иметь только фото и пробег машины. Необходимо знать, как люди взаимодействовали с конкретным объявлением в прошлом, на что кликали. Тогда мы не будем предлагать человеку, который ищет семейный автомобиль, модели стоимостью на порядок выше.

Пилот с HeadHunter

По словам Андрея Стыскина, «Яндекс» делает пилот с HeadHunter, в рамках которого последний отдает feed (поток контента, который автоматически подгружается блоками. — РБК). «База объявлений о работе достаточно быстро обновляется, важно не ждать, пока поисковый робот обойдет по ссылкам в интернете всю информацию, а получить актуальную информацию непосредственно от HeadHunter. Без данных о кликах и других действиях пользователей мы не понимали, решил человек задачу или нет. Мы видели ухудшение пользовательских показателей, так как люди возвращались и снова задавали уточняющие вопросы. Когда стали использовать данные «Яндекс.Метрика», при переходе из обогащенного ответа в среднем на 20% вырос показатель полезных действий соискателей на сайте — регистраций или откликов на вакансию. Это произошло потому, что мы поняли, какие работодатели интересны человеку, и начали показывать их вакансии. В итоге люди быстрее находят работу, а сайт получает нужную аудиторию», — пояснил Стыскин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я ненастоящий: почему появляется синдром самозванца Я ненастоящий: почему появляется синдром самозванца

Что такое синдром самозванца?

Forbes
Фейсбук: как крупнейшая в мире социальная сеть аккумулировала самые зловещие тренды современности Фейсбук: как крупнейшая в мире социальная сеть аккумулировала самые зловещие тренды современности

Как Facebook аккумулировал самые зловещие тренды современности

Weekend
Почему после еды хочется спать: мнение ученых о нашей любви к сиесте Почему после еды хочется спать: мнение ученых о нашей любви к сиесте

Природа пищевой комы, возможные причины и способы профилактики

Playboy
Умеют, практикуют Умеют, практикуют

Как прийти к осознанности кратчайшим путем

Harper's Bazaar
Кто приладил утопию к реальности Кто приладил утопию к реальности

Григорий Ревзин об Этьене Кабе и «Путешествии в Икарию»

Weekend
Щедрость, уверенность в себе и еще 5 фактов о мужчине Раке Щедрость, уверенность в себе и еще 5 фактов о мужчине Раке

О Раках существует ряд стереотипов, с которыми пора разобраться раз и навсегда

Cosmopolitan
Быстрый и мертвый: самые короткие войны XX века Быстрый и мертвый: самые короткие войны XX века

Обычно война — дело затратное и довольно длительное. Но бывает и по-другому

Вокруг света
Как выглядят красавицы-актрисы шоу «Уральские пельмени»: Юлия Михалкова и другие Как выглядят красавицы-актрисы шоу «Уральские пельмени»: Юлия Михалкова и другие

Какие красавицы украсили мужской коллектив «Уральских пельменей»

Cosmopolitan
Топ-5 самых медленных животных планеты Топ-5 самых медленных животных планеты

Что насчет самых медленных существ планеты?

Популярная механика
Мечтать (не) вредно. Как сделать фантазии реальностью? Мечтать (не) вредно. Как сделать фантазии реальностью?

Техника WOOP: от пустых грез — к достижению цели

Reminder
Почему не надо пользоваться термальной водой: эксперт назвал 5 причин Почему не надо пользоваться термальной водой: эксперт назвал 5 причин

Что не так с термальной водой?

Cosmopolitan
500 000 оригинальных машин вместо автохлама 500 000 оригинальных машин вместо автохлама

Как продавался АвтоВАЗ, как создавался Aurus и какого сегмента недостает России

Эксперт
5 книг о великих музыкантах 5 книг о великих музыкантах

Подборка книг о великих музыкантах: от Боуи до Владислава Шпильмана

Популярная механика
Ученые выяснили, что морская вода полезна для мужского здоровья Ученые выяснили, что морская вода полезна для мужского здоровья

Cтранный эксперимент: мужчины среднего возраста три месяца смотрели на море

Maxim
Как справиться с тревогой перед свадьбой? Как справиться с тревогой перед свадьбой?

Почему мы жутко нервничаем перед свадьбой и как это преодолеть?

Psychologies
Стюардесса Стюардесса

Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

Лиза
«Все хотят от меня шоу»: зачем Моргенштерн планирует провести бой по правилам MMA «Все хотят от меня шоу»: зачем Моргенштерн планирует провести бой по правилам MMA

Зачем зарубежные и российские звезды занимаются MMA

Forbes
«Аннотировать весь мир»: история сайта Genius, который привлёк миллионы долларов на объяснении текстов песен «Аннотировать весь мир»: история сайта Genius, который привлёк миллионы долларов на объяснении текстов песен

Как Том Леман создал платформу, на которой пользователи раскрывали смысл песен

VC.RU
«Мужчин они выбирали сами, им за это никто не платил» «Мужчин они выбирали сами, им за это никто не платил»

Сильви Бюиссон о музах Монпарнаса

Weekend
Следствие вели: гид Esquire по кинодетективам Следствие вели: гид Esquire по кинодетективам

Какие поджанры есть у детектива?

Esquire
Доходы растениеводов пока в плюсе Доходы растениеводов пока в плюсе

Несмотря на сложности прошлого сезона, участники рынка смогли неплохо заработать

Агроинвестор
Как позаботиться о стопах? 6 упражнений для укрепления мышц Как позаботиться о стопах? 6 упражнений для укрепления мышц

Ортопед — о том, как тренировать стопы и подбирать для них правильную обувь

Reminder
«Думали, что хватит 7 млн рублей, а вложили 40»: как запустилось и работает производство протеиновых десертов «Думали, что хватит 7 млн рублей, а вложили 40»: как запустилось и работает производство протеиновых десертов

История бренда фитнес-десертов Fitnesshock

VC.RU
Открыта экзопланета, делающая полный оборот вокруг своей звезды за 1,1 млн лет Открыта экзопланета, делающая полный оборот вокруг своей звезды за 1,1 млн лет

COCONUTS-2b — ближайшая к Земле экзопланета, наблюдавшаяся напрямую

National Geographic
Повелитель молний: 12 мифов о Николе Тесле Повелитель молний: 12 мифов о Николе Тесле

Мифы о великом изобретателе мистификаторе Николе Тесле

Вокруг света
Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу

На Олимпийских играх в Токио дебютировал скейтбординг — с победами юных девушек

РБК
Спасибо, следующая: почему романы Егора Крида с блогершами не складываются Спасибо, следующая: почему романы Егора Крида с блогершами не складываются

Егор Крид обычно расстается громко и нередко со скандалом

Cosmopolitan
От тресты до семечки От тресты до семечки

Плюсы и проблемы выращивания и переработки технической конопли в России

Агроинвестор
«Шикарная история успеха»: что известно о криптомиллиардере Сэме Банкман-Фриде и его бирже FTX «Шикарная история успеха»: что известно о криптомиллиардере Сэме Банкман-Фриде и его бирже FTX

Кто такой Сэм Банкман-Фрид и как он стал самым богатым криптомиллиардером?

Forbes
Oops!.. I Did It Again: лучшие роли и камео  Бритни Спирс Oops!.. I Did It Again: лучшие роли и камео  Бритни Спирс

Самые яркие роли Бритни Спирс

Cosmopolitan
Открыть в приложении