Интервью с художественным руководителем ЦИМа Дмитрием Волкостреловым
Художественный руководитель ЦИМа, основатель театра post и семикратный номинант «Золотой Маски» Дмитрий Волкострелов — о феномене большой русской литературы и новом спектакле «Русская классика» в театре «Приют комедианта»
Что для вас лично — человека, который говорит и думает на русском языке, — сегодня значит русская классика?
Это то, что нас так или иначе объединяет. Является частью идентичности. Например, есть определенный набор фраз, цитат, которые каждый первый на улице узнает и сможет продолжить. Это наши мозги как-то на что-то настраивает.
И сейчас, мне кажется, происходит поворот в сторону переосмысления феномена большой русской литературы. Например, появился большой и важный проект «Полка», он пытается вернуть в нашу жизнь книги, которые в школе нам давались сложно (чаще всего никто просто не знал, что с ними делать).
Это симптом чего? Думаю, в мире в целом поменялась ситуация с большими авторами и с большими идеями, но эхо этого раздается. Например, пару лет назад были опубликованы результаты исследования, согласно которому самым популярным писателем в России вновь стал Пушкин, сместив Донцову. Наверное, это что-то нам должно говорить о времени и о стремлениях людей.
Ɔ. На ваш взгляд, мы продолжаем жить в пространстве Пушкина — Толстого — Достоевского?
Скорее мы продолжаем жить в пространстве Салтыкова-Щедрина и «Путешествия из Петербурга в Москву». Мы видим — мало что меняется. «Разбудите меня через сто лет и спросите, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Неизбывная русская хтонь.
Ɔ. Как вы относитесь к парадоксу: русская классика, с одной стороны, территория неприкосновенности, а с другой — позитивный мем, который используют, чтобы эффективно продвинуть конкретные идеи?
Проблема даже не в использовании для пропаганды идей. Подобные вещи действуют на упрощение этих фигур, а не на усложнение их понимания. Конечно, когда Пушкин по опросам впервые за долгое время становится самым популярным русским писателем, это вряд ли значит, что все бросили читать Донцову. Вполне вероятно, просто появилось больше рекламы с его изображением. С другой стороны, эти люди многое пережили и это тоже переживут, ничего с ними не станет. Пушкина сколько раз сбрасывали с корабля современности, а он тем не менее стоит. Только Маяковский теперь рядышком.