Инструмент мечты или экзистенциальная угроза: сможет ли нейросеть заменить художника
За последний год произошел прорыв в развитии массово доступных генеративных систем на основе технологий машинного обучения. Теперь они позволяют относительно дешево создавать высококачественные изображения, пригодные для использования в рекламной, издательской и оформительской деятельности или претендующие на статус арт-объектов. Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант рассказывает в колонке для Forbes, приведет ли это к замене художников и дизайнеров алгоритмами.
Китайский современный художник Ай Вэйвэй — один из культовых деятелей мира искусства. Он возглавлял рейтинг самых влиятельных персон арт-мира по версии журнала ArtReview в 2011 году, его работы неоднократно экспонировались в самых престижных галереях и крупнейших выставках мира (в галерее Tate Modern в Лондоне, на выставке Documenta в Касселе и пр.). Сам художник не раз иронично замечал, что его дело — идея, а воплощают ее в произведения, которые становятся знаменитыми, совершенно другие люди, чьи имена никому не известны. Ну и, действительно, если работа состоит из 100 000 000 (здесь нет лишнего нолика!) сделанных из фарфора и вручную раскрашенных семян подсолнечника, рассыпанных толстым слоем по полу самого большого зала в лондонской Tate Modern, не обойтись без тех 1600 рабочих, кто десятки месяцев эти семечки изготавливал. Впрочем, Ай Вэйвэй не первый превращает результаты труда безымянных других в авторские произведения искусства силой своей мысли и фантазии: знаменитый «Фонтан» (на самом деле писсуар из магазина) Марселя Дюшана еще в начале прошлого века привел к возникновению целого направления в искусстве с говорящим названием ready-made.
Эта историческая справка полезна для понимания того, что прямо сейчас происходит в медиаискусстве, особенно в последние несколько месяцев. В происходящем активно замешаны не так давно появившиеся мощнейшие генеративные нейронные сети, способные по иногда весьма лаконичному словесному описанию создать большое, сложное и, при желании управляющего этим процессом автора, детальнейшее изображение.