Иностранный легион: сколько Россия заработает на болельщиках чемпионата мира-2018
Forbes разбирается, фанаты каких сборных потратят в России больше всего
Финансовую успешность чемпионата мира определяет множество факторов: географическое положение и состояние экономики принимающей турнир страны, размеры стадионов и общий интерес публики к событию. Но не менее важен и состав участников турнира — уровень жизни и внимания к футболу в этих странах, а также наличие диаспор в стране-хозяйке.
Простой пример: за путевку в Россию-2018 в североамериканской отборочной зоне боролись сборные США и Панамы. Понятно, что приезд первой команды — это гораздо больше платежеспособных болельщиков и потенциальных доходов для организаторов. Однако в итоге на турнир прибудут загадочные панамцы, а американцев ожидается меньше, чем могло быть.
Откуда приедут болельщики
Сложносочиненная билетная программа чемпионата мира стартовала в сентябре 2017-го, а за неделю до начала турнира было реализовано более 2,4 млн билетов. Топ-10 стран по количеству купленных билетов выглядит так:
1. Россия — 871 797
2. США — 88 825
3. Бразилия — 72 512
4. Колумбия — 65 234
5. Германия — 62 541
6. Мексика — 60 302
7. Аргентина — 54 031
8. Перу — 43 583
9. Китай — 40 251
10. Австралия — 36 359
Лидерство хозяев турнира — обычное дело. Стоит отметить второе место американцев: их в два с лишним раза меньше, чем на чемпионате-2014 в Бразилии, но все-таки немало. Это еще раз свидетельствует о футбольном буме в Штатах. Ведь рейтинги европейского футбола там — не меньше, чем у местной МЛС. Отсюда и желание посмотреть на мегазвезд уровня Роналду и Месси, которые в Америку пока не доехали.
Похожая история — с Китаем. Местные болельщики тоже приедут смотреть на классный футбол, а не поддерживать свою команду — китайская сборная не выходила на чемпионат мира с 2002 года.
Удивительно, но в десятке только две европейские страны — Россия и Германия. Немецкие болельщики — почти константа для топ-турниров. Для тамошних поклонников футбола съездить на чемпионат мира — не слишком накладно для бюджета и почти всегда приятно: немцы не пропускают первенство планеты с 1954 года.
В топ-10 нет англичан, и это можно объяснить исключительно политической напряженностью и «делом Скрипаля». Негатив в английских СМИ, помноженный на сокрушительное поражение от российских ультрас в драке в Марселе на Евро-2016, — и лишь скромные 32 362 билетов записаны на Англию.
Для сравнения: 4 года назад англичане с 57 000 билетов были на пятом месте. Хотя до Бразилии гораздо дальше. Вместе с англичанами из десятки вылетели и французы (у них в Бразилии было почти 35 000).
Если говорить о динамике продаж, то в первой фазе в десятку без учета россиян с неплохим результатом (почти 14 000) вошли поляки. А во второй в топ-10 пробрались индийцы (4500).
Вообще перестановки внутри десятки по сравнению с минувшим первенством планеты пока не слишком большие. В 2014-м она выглядела так: