Имена игрушек помогли годовалым детям узнать про категории объектов
Американские ученые выяснили, что уже в годовалом возрасте младенцы могут объединять объекты в отдельные категории, а также наоборот — выделять из целых категорий отдельные объекты. Для этого исследователи показывали 77 детям четыре игрушки, которые называли либо одним псевдословом, либо разными. Дети смогли отличить старые игрушки от новых только в том случае, если знали отдельное имя для каждой, а в другом случае, по-видимому, считали все игрушки объектами одной категории. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Объекты в окружающем человека мире редко существуют обособленно: их всегда можно отнести к какой-либо категории. Работает это и в обратную сторону: из целой группы объектов, относящихся к одной категории, можно выделить один. Благодаря этому человек может различить банан, грушу и яблоко среди лежащих в вазе фруктов, понять, что в вазе лежат именно фрукты, а также отличить сладкое красное яблоко от кисловатого зеленого.
Подобная категоризация, разумеется, отражается и в языке: если говорящему нужно выделить какой-то конкретный объект среди прочих одинаковых или выделить их в отдельную категорию, то для этого объекта или их группы в языке будет свое название. Разумеется, категоризация объектов в языке и познании взаимосвязаны: определять категории и отдельные объекты нужно, чтобы понимать различия и сходства между ними.