Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma
Производитель электрокаров Karma существует чуть больше 10 лет. За это время он масштабно перезапускается уже в третий раз. Помогает ему в этом китайский управленец Лэнс Чжоу
Для компании, которая производит электромобили, Karma в последнее время была слишком уж тихой, но на то были веские причины. Премиальный автопроизводитель сейчас находится в процессе полной реорганизации под руководством генерального директора Лэнса Чжоу.
Предприятие он возглавил в декабре 2017 года, к тому времени имея за спиной более 20 лет опыта в автомобилестроении. Ему досталась компания, существовавшая уже 10 лет, но которую пришлось отстраивать заново как самый настоящий стартап. Главная трудность для гендиректора заключается в том, что за последнее десятилетие Karma пережила три перезапуска и две полномасштабные реорганизации. «Сейчас мы активно развиваем компанию и оттачиваем мастерство», — говорит управленец.
Начало сегодняшней компании Karma Automotive было положено в 2007 году. Тогда она еще называлась Fisker Automotive, а управлял ею датский автомобильный конструктор Хенрик Фискер, более известный по разработке таких авто как BMW Z8, Aston Martin V8 Vantage и DB9.
Взяв заем в министерстве энергетики США, Фискер создал элегантный спортивный седан-гибрид под названием Karma по цене выше $100 000. Проект привлек известных инвесторов (включая венчурную фирму Kleiner Perkins) и таких знаменитостей как Леонардо Ди Каприо и Джастин Бибер. Но с инженерной и технической точки зрения автомобиль получился очень сырым и поэтому вскоре обернулся для компании сплошными убытками.
За 2011 и 2012 годы Фискер успел выпустить 2 450 машин, и на каждой он потерял по меньшей мере $35 000. Однако, несмотря на то, что благодаря публичному и частному финансированию ему удалось привлечь более $1 млрд, в мае 2013 года Фискер покинул предприятие из-за непреодолимых разногласий с советом директоров. Сама компания подала на банкротство спустя восемь месяцев.
В 2014 году оставшиеся активы и торговые марки Фискера за $150 млн перекупила корпорация Wanxiang Group, лидер китайского рынка автозапчастей. К 2015 году компания Fisker Automotive стала называться Karma, а флагманскую модель переименовали в Revero. И хотя в ней было много новшеств, включая улучшенный аккумулятор и новый интерьер салона, внешний вид автомобиля по большому счету оставался прежним, из-за чего новую модель воспринимали как простую копию фискеровской Karma.