Цензура и прочие прелести немецкого игростроя
В Германии есть два главных фильтра: нацистское прошлое и «холодная» война. Через них проходит всё подряд, от турецкой кебабной до высокого искусства.
В Берлине, где я живу вот уже пару лет, это куда заметнее. Взять, к примеру, музей компьютерных игр. Между Atari 2600 и Famicom тут пылится восточногерманский KC85/3 – это чудо техники собрали на неуклюжем клоне американского чипа Zilog Z80. А к ГДРовскому аркадному автомату Poly-Play, наоборот, не подобраться – его намертво облепили берлинские школьники.
А пока мои коллеги гадают, о чём расспросить создателей Darksiders, Cyberpank 2077 и The Sinking City на gamescom в Кёльне, давайте посмотрим, как дух времени окутал местный игрострой.
Zeitgeist
Недавно ко мне попала немецкая версия второго Wolfenstein. Оказалось, что главный враг тут вовсе не нацисты, а невнятный «Режим». Заправляет им некий «Хайлер», гладко выбритая копия Гитлера. Свастики и концлагерей тут тоже не сыскать. Впрочем, об этом уже многие писали.
Такие метаморфозы в Германии не редкость. Дело в немецком менталитете: в школах до сих пор красочно рассказывают о национал-социализме, Гитлере и эсэсовцах, знакомят с бывшими узниками трудовых лагерей и водят на экскурсии в Аушвиц. Так в детях воспитывают чувство ответственности за прошлое и за то, чтобы оно не повторилось. Хотя со временем эмоциональный отклик стал слабее, многим немцам по-прежнему не по себе от слов «свастика», «нацисты» и «концлагерь». Да и упоминать их, кроме как в историческом контексте или произведениях искусства, запрещено законом.
А поскольку игры в Германии искусством не считают, нацистов в них нет.
Скины по-немецки
Вот и получается, что в фильме про Индиану Джонса свастика есть, а в играх про него же – нет. И тут строго: коллекционку Silent Hunter 5 запретили из-за одного забытого солдата с нацистской эмблемой. Без одобрения цензоров игра попадет в секцию для взрослых, где навсегда потеряется среди малобюджетной порнографии. Поэтому разработчики и подстраивают свои проекты под местные законы.
Кровищу в Германии тоже заставляют ретушировать. Тогда разработчики придумали любопытную фишку: всех людей заменили на роботов, которые истекают маслом вместо крови.
Так, в первой Half-Life и Turok: Dinosaur Hunter всех гуманоидов превратили в машины. Даже в карикатурном Team Fortress вместо солдат – мешки с болтами и пружинами. А в сиквеле Soldier of Fortune для немецких игроков придумали альтернативную вселенную, где человечество сменили андроиды. А живут они по его точному примеру: строят города, ходят на работу и заводят семьи. Протагонист тут, разумеется, тоже робот.