Agony
Адские муки
Жанр: Симулятор адских мук
Разработчик: Madmind Studio
Издатель: Madmind Studio
Мультиплеер: Нет
Платформа: PC, PS4, Xbox One
Необходимо: Intel Core i3 3,2 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, 4 ГБ видео
Проект независимых разработчиков из Madmind Studio еще в период сбора средств на Kickstarter привлёк немало внимания. Он и правда выглядел интересно: создатели обещали рассчитанный на зрелую аудиторию приключенческий ужастик от первого лица, где события разворачиваются прямо в аду со всей сопутствующей ему экзотикой, притом, что немаловажно, без купюр и назойливой цензуры. И если с той же скандальной Hatred всё было понятно с самого начала, то Agony по-хорошему интриговала: «А вдруг это и правда будет нечто большее, чем просто дешёвый шок-контент?»
С каждым новым трейлером игра обрастала свежими сюжетными подробностями, а вот геймплейная составляющая вызывала опасения: полюбоваться есть на что, но интересно ли в это будет играть?..
И вот, после шумихи вокруг «вынужденной цензуры», итогового рейтинга Mature (18+) вместо Adults Only (21+) и прочих релизных неприятностей, Agony всё-таки вышла на PlayStation 4, Xbox One и PC во всём своём мучительном великолепии.
Если разработчики хотели достоверно передать всю боль адских мук, то у них определённо получилось: в Agony вы и правда будете страдать, как самый последний безбожник. И не получите ни капли удовольствия.
Адский рейв
Из вступительной катсцены, сжатой словно под стандарты YouTube 2007 года, мы выясняем, что играть предстоит за самого обычного грешника, который в полном беспамятстве угодил в преисподнюю. Ввиду загадочного отсутствия Сатаны здесь заправляет Красная Богиня – и правит она рукой в латной перчатке из раскаленного железа. Именно эта дама окажется главным ключом к спасению нашего героя.
Настроение, в котором пройдёт путешествие на волю, игра задаёт сразу как только персонаж ступает за адские ворота: там его ждут не ужасы, достойные пера Данте Алигьери, а лишь скука, тлен и угнетающее блуждание в кромешном мраке. После вступления разработчики с места в карьер отправляют игрока обнимать стены ближайших катакомб в поисках обходного пути. Ни напряжённой экшен-сцены, ни интересной стартовой активности – ничего. Разработчики не скрывают: перед нами старая добрая бродилка от первого лица, с рудиментарными элементами стелса, неинтуитивными задачками и спорной архитектурой уровней.
Вникать в сюжет и познавать мир игры нам предстоит через прямолинейные диалоги из двух-трёх предложений (иногда даже предлагают выбрать вариант ответа), суматошные сюжетные вставки и чтение бессвязных записок, щедро разбросанных по уровням (зачем кому-то в аду понадобилось их писать, а главное, для кого – до сих пор остаётся загадкой).
Но чёрт с ними, с записками. Проблема в том, что всё это никак не мотивирует играть. Следить за сюжетом скучнее, чем целую вечность вариться в бесовском котле, персонажи – словно картонные силуэты из дешёвого «дома ужасов» в заштатном лунапарке, а озвучка способна вызвать только испанский стыд. Ну ладно, дорогие создатели Agony, ясно, что сценарий – не ваш конёк. Так, может, стоило принять это, умерить амбиции и направить остатки бюджета на проработку масштабных и запоминающихся локаций, от которых у игрока захватывало бы дух? Сделать мощное интерактивное путешествие по ужасающим туристическим тропам преисподней? В конце концов, подсмотреть наработки у коллег?
Кстати, об этом...
Слёзы Данте
Ад в исполнении Agony оставляет до обидного мало впечатлений. На фоне гротескной Dante’s Inferno, драматичной и местами завораживающей Hellblade: Senua’s Sacrifice, а также жестоких и брутальных Doom и Painkiller местная геенна огненная кажется вторичным боди-хоррором – не страшным, но и не вызывающим должного отвращения. Окружающий героя мир попросту... скучный. Да, некоторые образы отдают творчеством Лавкрафта, религиозно-оккультная эстетика на месте, контент для взрослых вроде тоже, но это ни капли не захватывает.
Обнажённые телеса, расчленение, вёдра крови, суккубы с грудью третьего размера, болтающиеся на ветру детородные органы, стена с замурованными младенцами ... Не могу назвать себя бесчувственным или циничным человеком, но напугать или хотя бы впечатлить всё это может разве что детей, не знакомых с интернетом. Сколько бы визуальной «запрещёнки» ни вывалила перед игроком Agony, эмоционально она не задевает ничуточки.