Спецматериалы
А дверь найдёте сами
Самые скандальные увольнения в игровой индустрии
Игровая индустрия – место враждебное и довольно неприветливое. Посвящая самим играм немало времени, сил и денег, мы частенько забываем, что их разработка – это бизнес.
А без чего не может обойтись ни один бизнес? Правильно, без шумных скандалов и постоянной стирки грязного белья в интернете. Это ещё не так заметно в какой-нибудь нишевой области – металлургии, например. Но игры... Игры – часть индустрии развлечений. Громкой, назойливой и на редкость наглой сферы бизнеса.
Хороших новостей от игроделов не дождёшься. А раз дела у воротил ААА-разработки идут с переменным успехом, мы решили вспомнить самые видные происшествия в игроиндустрии последних лет. Скандалы, интриги, расследования...
Песнь обиженного музыканта
16 апреля 2014 года во множестве зарубежных игровых СМИ разом появилась одна и та же новость: легендарный композитор Bungie уволен «без объяснения причин». Публика была шокирована – по доброй воле отпустить такой талант в свободное плавание?! Вот так взять и расстаться с одним из самых именитых творцов в истории индустрии?!
Но, разумеется, каша заварилась не на пустом месте. О’Доннелл был частью Bungie аж с 1999 года и успел приложить руку к музыкальному оформлению серии Halo. Эта работа, безусловно, считается монументальным достижением в сфере видеоигровой музыки. Марти был с Bungie и тогда, когда студия отделилась от Microsoft и была приобретена Activision в 2010 году для работы над неизвестной тогда франшизой – Destiny.
Подвох был в том, что О’Доннеллу предложили написать весь саундтрек сразу, целиком. Под всю серию. Что он и сделал за несколько лет. Сборник, озаглавленный Music of the Spheres, был создан в сотрудничестве с Полом Маккартни, и композитор считал работу над этими треками высшей точкой своей карьеры.
Однако в канун Е3 2013 ситуация резко приняла негативный оборот. Перед самым выходом крупного трейлера Destiny, музыку к которому писал Марти, Activision перехватила инициативу и заменила музыкальное сопровождение на другое. Своё собственное. Да ещё и пригласила «левого» актера на роль рассказчика в ролике.
Разочарованию и гневу О’Доннелла не было предела. В социальных сетях он поссорился и со своими товарищами по Bungie, и с Activision. Композитор и его коллеги даже писали издателю жалобы – но те, естественно, были проигнорированы.
Эффект снежного кома не заставил себя долго ждать. Поведение расстроенного творца сочли «токсичным» и непрофессиональным, что вскоре привело менеджеров Bungie к тому, чтобы предложить О’Доннеллу оставить свой пост после релиза Destiny. Музыкант согласился завершить работу над игрой, но стресс от конфликта ощутимо снизил продуктивность, что и обеспечило увольнение Марти в апреле 2014 года.
Этот казус до сих пор остаётся одним из самых ярких примеров конфликта творчества и бизнеса в игровой индустрии. О’Доннелл по праву гордился своей работой над Destiny и хотел, чтобы она добралась до игрока в лучшем виде, но этому мешали странные, не до конца понятные бизнес-решения Activision. Ни та, ни другая сторона не были готовы на уступки, и Марти покинул студию, сохранив творческую независимость. Не говоря о том, что он благополучно засудил Bungie за неоплаченные объёмы труда и получил больше ста тысяч долларов в качестве компенсации.
Только вот никакие деньги не компенсировали разочарование О’Доннелла, который, судя по интервью, искренне сожалел о произошедшем. И Music of the Spheres в дисковом издании мы так и не увидели, вопреки его желаниям. Обидно.
See you, Epic Cowboy...
Представьте себе удивление геймеров, когда Клифф Блежински, икона жанра шутеров, объявил о своём уходе из студии Epic Games осенью 2012 года. Клифф отвечал за разработку двух поистине легендарных серий, Unreal Tournament и Gears of War. Говоря «Epic Games», мы чаще всего имели в виду «Блежински», а говоря «Блежински», понятно, «Epic Games». Двадцать лет в одной студии – это не шутки.
По сведениям, циркулировавшим в западной прессе, Блежински и Epic Games расстались тепло. Никакой враждебности и взаимного поливания грязью. Клифф вознамерился заняться самостоятельными проектами, а Epic Games незадолго до ухода сумрачного гения шутеров приобрела не менее известную польскую студию People Can Fly. Именно она впоследствии занялась разработкой новой игры в серии Gears of War – Judgment.
Всё это больше похоже на мелодраму с меланхоличным финалом. Но четыре года спустя стало известно, что на самом деле всё было не так уж радужно. В интервью игровому изданию IGN, опубликованном в прошлом году, Клиффи Би признался, что был вынужден уйти из-за колоссального ограничения творческой свободы. Он был очень недоволен тем, что китайский интернет-гигант Tencent выкупил 40% акций Epic Games, – внушительная доля позволяла им в определённой степени контролировать процессы внутри студии. Блежински не стал с этим мириться.
Случай может показаться не таким уж интересным, мы согласны. Одна акула проглотила другую, а разработчик просто отправился на вольные хлеба. На деле уход Блежински в какой-то мере ознаменовал уход целой эпохи. Искра, которую Клифф приносил в игры Epic Games, была особенной. Слегка инфантильной, наивной и через край брутальной, но уникальной. И именно эта индивидуальность не пришлась по вкусу новой «верхушке», у которой не было желания возиться с чудаковатым дизайнером, души не чающем в клише.