Центр внимания
Лучшие исторические игры
Во что играют любители истории
Исторические игры существуют еще с тех времен, когда компьютеры были похожи на большие шкафы, а до появления первой в истории консоли Magnavox Odyssey оставался ровно год. Почти 50 лет прошло с момента выхода незамысловатой The Oregon Trail – образовательной игры, посвященной переселенцам Дикого Запада. А в наше время мы с удовольствием участвуем в эпичных сражениях Battlefield 1 и готовы часами сидеть в новой Civilization VI.
Мы отобрали лучшие и самые значимые исторические игры разных жанров. От масштабных стратегий со встроенными энциклопедиями до обычных, но уже культовых шутеров. Погружение в историю начинается!
Империя Сида Мейера
Имя Сида Мейера знакомо практически каждому геймеру, причина тому – пошаговые стратегии серии Civilization. Где еще можно возложить на свои плечи ответственность за судьбу целой цивилизации, прочувствовать все радости и горести, через которые прошло человечество, и переписать историю на свой лад? Играть можно за любую державу: это и викинги во главе с Харольдом I Синезубым, и независимая Эфиопия, и утонченный Восток, и бескрайняя Россия. Цель каждый раз одна – бережно заботиться о своей цивилизации, а заодно и обойти соседей, добившись мирового господства. Причем сделать это можно как подкупом и дипломатией, так и с помощью дубинки (или пушки, в зависимости от эпохи). В Gods & Kings появились еще две фишки – шпионаж, который позволяет стащить ноу-хау у другой цивилизации, что вполне соответствует сегодняшним реалиям, и вера как новый ресурс: отправка миссионеров в ближайшие земли на первых порах приносит немало плодов. Все это позволяет придумать уникальное приключение в стиле выбранной культуры. Прогресс не дремлет, в новой шестой части тоже не обошлось без нововведений, и постройки теперь можно возводить только в соответствующих кварталах, что заставляет тщательно обдумывать каждый ход.
Сражение при Геттисберге в 1863 году – переломная точка противостояния между Соединенными Штатами и Конфедерацией – вдохновило Firaxis Games на создание игры по мотивам минувших событий. В Sid Meier’s Gettysburg! все продумано до мелочей: по полю битвы шагают солдаты в форме того времени, география местности и название боевых единиц полностью соответствует действительности, а противники – реальные исторические персоналии, будь то командующий Северовирджинской армии Роберт Ли или генерал-майор Оливер Ховард. В течение трех дней битвы у игрока полностью развязаны руки, но он ограничен во времени – каждый сценарий длится около полутора-двух часов. Есть и элемент вариативности: в случае победы южан запускается альтернативный сценарий, так что можно пофантазировать, как бы изменился ход истории.
Но не только стратегиями жил Сид Мейер. Ремейк одноименной Sid Meier’s Pirates! – один из лучших симуляторов разгульной пиратской жизни. В начале игры предлагается выбрать нацию, специализацию, а также период – последнее сильно повлияет на геополитическую обстановку в мире. Корабли исполнены с исторической точностью, а карикатурные персонажи пиратов и детально проработанные мини-игры не дают заскучать. По случайному стечению обстоятельств герой становится капитаном небольшого судна, а дальше – простор для фантазии: морские баталии, торговля, поиск похищенных родственников, охота за головами, танцы с дочурками губернаторов… По завершении истории игра любезно предложит игроку наиболее подходящее для него призвание. И, возможно, будет обидно оказаться всего лишь гробовщиком или писарем.
Цивилизация в коротких штанишках
В середине 1990-х Брюс Шелли откололся от команды Сида Мейера и открыл свою компанию, Ensemble Studios. Уже в 1997-м свет увидела Age of Empires, стратегия в реальном времени, где игроку предлагалось протащить определенную цивилизацию (а вместе с аддонами их десятки!) от первобытности к относительной современности – первая игра заканчивается около 1000 года нашей эры. Кстати, это была первая игра, в которой цивилизации вместе с уникальными свойствами и юнитами действительно сильно отличались друг от друга, Civilization пришла к этому позже. Во второй части на выбор есть несколько кампаний, возглавляемых Жанной д’Арк, Ульямом Уоллесом, Чингисханом и другими не менее известными персонажами. Но в третьей части и более поздних аддонах разработчики стали уходить от исторической достоверности, разбавив игры мифами и легендами, что, впрочем, не оттолкнуло основную аудиторию.
Среди песчаных барханов
В далеком 1999-м Impressions Games выпустила градостроительный симулятор в реальном времени Pharaoh. Как следует из названия, отстраивать придется Древний Египет. Хотя за другие нации тут поиграть не удастся, на помощь спешат другие игры разработчика – Zeus: Master of Olympus и Caesar. Древнеегипетская история и мифология восстановлены правдоподобно: игрок может присесть на трон Тутанхамона, Рамзеса или Клеопатры, разгневанные боги насылают проклятия и неурожай, геймдизайнеры не забыли даже о приливах и отливах Нила! Египтяне оказались мирной нацией – сражений не то чтобы нет, но они проходят совсем уж незаметно: в распоряжении игрока только пехота и лучники, а в случае нападения все заканчивается довольно быстро. Но это не мешает наслаждаться игровым процессом.
Пришел, увидел, захватил
Стратегическая серия Total War от Creative Assembly всегда могла похвастаться шикарным букетом различных исторических периодов, начиная с Сэнгоку Дзидай (яп. – эпоха воюющих провинций) в Shogun: Total War и заканчивая разделением Римской империи в Total War: Attila. Эксперименты со строгими к историческому правдоподобию сюжетными кампаниями (