Еще больше советов от профессионалов

Игромания

Спецматериалы

Как основать инди-компанию, часть вторая и третья

Еще больше советов от профессионалов

В беседе участвовали:

Ярослав Кравцов, днем продюсер на Armored Warfare в Mail.Ru Group, ночью продюсер на SMASH BASH в инди-команде. Из выпущенных проектов: Message Quest, Skyforge, Allods Online.

Алексей Давыдов, Managing Director Flazm Interactive Entertainment, UAB.

Айрат Закиров, CTO, Ice-Pick Lodge.

Андрей Арутюнян, сооснователь и биздев студии Ellada Games. Проект Niffelheim.

Мария Кочакова, Narrative designer & Indie-developer в Royal Troupe.

В заключительной части материала про формирование инди-компании продолжаем выяснять у представителей и основателей некоторых инди-студий преимущества и минусы работы в индустрии. Кроме того, речь пойдет об одной из важнейших составляющих любого бизнеса, будь он для души или только ради извлечения прибыли. Инвестиции, мотивация, харизма, знание юриспруденции, чувство юмора – все это поможет, но ничего не заработает, если вы один, а вокруг нет людей, готовых вкладывать в игру силы, время и талант. Исключение – если вы человек-оркестр, способный взять на себя все возможные роли. Вот почему эта статья написана рекрутером, главный секрет – в людях!

Сергей Волков, Head of GameDev Practice в Spice IT Recruitment, узнал у представителей и основателей некоторых инди-студий о том, как найти стоящую команду, как распределить роли внутри и справиться с обманами и текучкой.

Об отсутствии методов рационального мышления

Бытует (возможно, правдивое) мнение, что в корпорациях скучно и уныло, все порастает мхом определенности и цифр, нет простора для творчества и креатива. Не будем никого разубеждать. Поклонников и адептов и этой, и противоположной точки зрения хватает.

Айрат Закиров: Кто-то получает удовольствие от устроенности и уверенности в завтрашнем дне, а кто-то ждет бури как возможности. Кто-то молод, а кто-то уже не очень и обзавелся детьми. Кто-то консерватор, а кто-то демократ. Мне кажется, что тут сказывается природный фактор, проявляющийся и в других областях. Есть массив людей, сохраняющих стабильность системы, а есть небольшое количество, которое раздергивает ее и ищет новые пути. И те и другие важны.

А вот шанс удостовериться самому, кто есть кто, есть всегда и у каждого. Стоит просто поработать над интересным душевным проектом, может быть, даже на волонтерской основе. И сразу станет ясно, готовы вы к созданию инди-студии или просто притворяетесь.

Ярослав Кравцов: На мой взгляд, у любого разработчика, сидящего на долгосрочном проекте, должны быть короткие пет-проекты, которые помогут ему не закиснуть. Очень легко потерять ориентиры, когда все время видишь только что-то одно. Есть риск начать переоценивать важность своей работы, потому что перестаешь видеть, что твой основной проект – песчинка в море игр.

К тому же это очень славно, когда можно позволить себе делать игры для души. Ведь все мы пришли в геймдев ради таких игр и часто втайне недовольны тем, что занимаемся играми как бизнесом.

Некоторые боятся, что пет-проекты могут мешать основной работе. А я вот скажу из своего опыта, что они, наоборот, помогают. Можно какие-то решения опробовать в маленьких прототипах для себя, а затем перенести их в большой проект. А можно, научившись делать маленькие душевные игры, перенести этот опыт в большую разработку и делать коммерческий продукт, которым можно гордиться.

Андрей Арутюнян: Инди-студия – такой же бизнес, как и любой другой, с большим риском, но и с большей свободой действий. Любые творческие порывы ограничат бюджет, тем не менее инди-студии зачастую берутся за идеи, которые не могут себе позволить большие студии в силу риска не угадать.

Фил Фиш (Fez) – яркий пример того, что порой необходимо отвлекаться от разработки «главной игры своей жизни»

О неизбежности взросления

Вы наверняка думаете, что для создания игры важна только душа. Деньги вам не нужны совсем, а в квартире родителей на мамином борще вы вполне в состоянии создать инди-шедевр. К сожалению, реальная жизнь жестока и сурова.

Вариант №1. Если рациональное мышление у вас было раньше.

Алексей Давыдов: Выживаете как можете – это отлично подходит к большинству случаев. Первый проект финансировался на заработанные и отложенные 3000 долларов. Дальше проекты финансировались уже за счет предыдущих. Главное, когда ты инди, – не складывать все яйца в одну корзину.

Вариант №2. Найти инвестора и отложить покупку яхты.

Ярослав Кравцов: По опыту скажу, что копить бесполезно. Потому что нельзя просто взять и сделать игру на отведенный заранее бюджет, особенно если раньше вы таким не занимались и бюджет собран впритык. И это довольно неприятно, когда деньги кончились, а проект в разобранном состоянии. Искать профильного инвестора – это правильно. Задача первого проекта – не заработать на яхту, а набраться опыта, встать на ноги и склеить команду. Но я тут пока так себе советчик, в данный момент сам в поисках инвестиций.

Вариант №3. Помните, что, как и в играх-выживариумах, вам важно не умереть с голоду!

Алексей Давыдов: Отличный совет – иметь несколько источников небольшого, но длинного пассивного дохода. Такие «ручейки» позволяют не умереть от жажды в засушливые периоды. Ну, или можно просто не уходить с работы, пока не увидишь первый репорт от Steam с четырьмя-пятью нулями.

Вариант №4. Найти свой путь. Он ведь один, и с него не свернуть.

Мария Кочакова: Инвесторов мы искали, потом поняли, где прокололись, и больше не ищем. Копить заранее тоже глупо. Проще выделить часть месячного бюджета на игру – когда-то больше потратиться, когда-то меньше. И все всегда фиксировать! Каждую трату.

На практике это выглядит так: художница нарисовала пачку промо и говорит, что это стоит 2 рубля. Плачу два рубля, все довольны. «Звукач» написал трек для трейлера, говорит, что это ничего не стоит, но ему бы микрофон поменять, а он стоит 5 рублей. Скидываю «звукачу» на микрофон. Программист говорит – мне пока деньги не нужны, но я не хочу за спасибо работать. Говорю, ладно, давай в месяц положим тебе 3 рубля, будем их считать, а после релиза я тебе всю сумму выплачу разом. Вот как-то так.

Niffelheim должна стать, как говорят сами братья-создатели, Андрей и Эдуард Арутюняны, «серьезной ролевой игрой для мальчишек»

Немного о скучном

Программные продукты стоит выбирать вдумчиво, исходя из целей и задач проекта, из того, с чем вам и всей команде будет удобно и комфортно работать. А принцип выбора движка еще проще: смотрите, где сейчас работает Олег Придюк, – тот движок и берете!

Есть два пути: можно установить преимущественно бесплатные программы и приложения или пользоваться тем, что стоит приличных денег, но отвечает неким внутренним принципам команды.

Алексей Давыдов: Инди вынуждены экономить, это правда. Но есть профессиональные инструменты, и экономить на них – значит, снижать качество продукта. Когда мы занимались веб-проектами, у нас в студии были лицензионные Flash, Photoshop и Flash Builder. Сейчас у нас PRO-версия Unity3D и еще с полдюжины подписок на разные сервисы.

Андрей Арутюнян: Unity, Spine 2D, NGUI. Все, что может помочь ускорить реализацию проекта и улучшить его.

Ярослав Кравцов: Система контроля версий – бесплатный BitBucket для проекта и Dropbox для артовых сорцов. Документация – бесплатный Google Sites. Движок – бесплатный Unity или бесплатный Defold. Таскооборот – бесплатный Trello или Hacknplan. Общение команды – бесплатный Skype или Slack. Для старта ничего хитрого не надо.

Мария Кочакова: Зачем лишние траты? Лучше на контент деньги пустить или на промо. Так что у нас Skype, Google Docs, Trello. Платим мы, получается, только за SVN. Даже движки бесплатные берем. Ибо воистину.

Маркус Перссон (Minecraft) справился с ролью «вождя» на ура

О раздвоении личности, предпринимательстве, музах и самом главном

Каждый специалист знает, что бизнес – это большие возможности, но и немаленькие опасности. О том, что будет завтра, не знает никто. Предсказать, как поведет себя тот или иной продукт на рынке, очень сложно. Поэтому так важно на берегу понять, стоит ли игра свеч и готовы ли вы идти на жертвы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Среди джунглей и гор Среди джунглей и гор

Достопримечательности Shadow of the Tomb Raider

Игромания
Как подключить смартфон к старой магнитоле — все рабочие способы Как подключить смартфон к старой магнитоле — все рабочие способы

Даже древняя кассетная магнитола может воспроизводить музыку со смартфона. Как?

CHIP
Только вперед Только вперед

Детские и недетские вопросы — от важности побыть одному до индульгенции границ

Psychologies
Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция

Что такое катушка зажигания, что она делает и как ее заменить

РБК
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Экспресс-ремонт в домашних условиях: как убрать заломы на обуви и вернуть их первоначальный внешний вид Экспресс-ремонт в домашних условиях: как убрать заломы на обуви и вернуть их первоначальный внешний вид

От заломов на обуви необходимо избавляться как можно раньше. Как это сделать?

ТехИнсайдер
Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене

Что делает Свифт особенной артисткой, ставшей ролевой моделью для миллионов?

Psychologies
«Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва» «Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва»

Валерий Дудаков, крупный московский коллекционер и арт-дилер, на «Арт Москва»

Forbes
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Стесняюсь спросить: почему женщины прибегают к интимной пластике Стесняюсь спросить: почему женщины прибегают к интимной пластике

Узнали у эксперта все, о чем вы боялись спросить об интимной пластике

Правила жизни
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом

Люди, которые в детстве переболели раком, вряд ли получат высшее образование

N+1
10 пушистых и «плюшевых» пород кошек: для семей, в которых любят обниматься 10 пушистых и «плюшевых» пород кошек: для семей, в которых любят обниматься

Кошки пород, представленных в подборке, любят ласку, а также пушисты!

VOICE
6 актеров, которые просто созданы для боевиков 6 актеров, которые просто созданы для боевиков

Вспомнили одних из самых брутальных мужчин мирового кинематографа

Maxim
Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых

Настоящее чудо на экране — анимация, главными героями которой стали... насекомые

ТехИнсайдер
Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником» Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником»

«Мой дебют в кино случился в «Шукшинских рассказах», их снимал Аркадий Сиренко»

Коллекция. Караван историй
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и Техника
«Аутизм коварен: мне казалось, что со Степой все в порядке» «Аутизм коварен: мне казалось, что со Степой все в порядке»

История женщины, воспитывающей ребенка с аутизмом

Psychologies
Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей

Почему важно говорить о сексуализированном насилии над детьми?

Psychologies
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
История одной звездной системы История одной звездной системы

В 366 световых годах от нас находится гигантская звезда Дзета Змееносца

Наука и Техника
Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве

Почему пиво и вино не конкуренты и в чем сложность открытия в Дубае

Forbes
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
Анатолий Вассерман: «В эпоху благополучия люди тратят силы не на деторождение» Анатолий Вассерман: «В эпоху благополучия люди тратят силы не на деторождение»

Анатолий Вассерман — о том, какие проблемы стоят перед страной

ФедералПресс
Судан: великое прошлое и трагическое настоящее Судан: великое прошлое и трагическое настоящее

Судан, наверное, самая нетуристическая страна Африки

Зеркало Мира
«Имя мне Легион» «Имя мне Легион»

Современные ученые вторгаются в вотчину Бога — клонирование человека

Зеркало Мира
Глубокое обучение привлекли к проблеме аномального магнитного момента мюона Глубокое обучение привлекли к проблеме аномального магнитного момента мюона

Нейросеть пригодится в будущих экспериментах повышенной светимости

N+1
Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф» Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф»

Режиссер Андрей Богатырев о том, как кино интерпретирует историческую реальность

Монокль
Открыть в приложении