Спецматериалы
Как основать инди-компанию, часть вторая и третья
Еще больше советов от профессионалов
В беседе участвовали:
В заключительной части материала про формирование инди-компании продолжаем выяснять у представителей и основателей некоторых инди-студий преимущества и минусы работы в индустрии. Кроме того, речь пойдет об одной из важнейших составляющих любого бизнеса, будь он для души или только ради извлечения прибыли. Инвестиции, мотивация, харизма, знание юриспруденции, чувство юмора – все это поможет, но ничего не заработает, если вы один, а вокруг нет людей, готовых вкладывать в игру силы, время и талант. Исключение – если вы человек-оркестр, способный взять на себя все возможные роли. Вот почему эта статья написана рекрутером, главный секрет – в людях!
Сергей Волков, Head of GameDev Practice в Spice IT Recruitment, узнал у представителей и основателей некоторых инди-студий о том, как найти стоящую команду, как распределить роли внутри и справиться с обманами и текучкой.
Об отсутствии методов рационального мышления
Бытует (возможно, правдивое) мнение, что в корпорациях скучно и уныло, все порастает мхом определенности и цифр, нет простора для творчества и креатива. Не будем никого разубеждать. Поклонников и адептов и этой, и противоположной точки зрения хватает.
Айрат Закиров: Кто-то получает удовольствие от устроенности и уверенности в завтрашнем дне, а кто-то ждет бури как возможности. Кто-то молод, а кто-то уже не очень и обзавелся детьми. Кто-то консерватор, а кто-то демократ. Мне кажется, что тут сказывается природный фактор, проявляющийся и в других областях. Есть массив людей, сохраняющих стабильность системы, а есть небольшое количество, которое раздергивает ее и ищет новые пути. И те и другие важны.
А вот шанс удостовериться самому, кто есть кто, есть всегда и у каждого. Стоит просто поработать над интересным душевным проектом, может быть, даже на волонтерской основе. И сразу станет ясно, готовы вы к созданию инди-студии или просто притворяетесь.
Ярослав Кравцов: На мой взгляд, у любого разработчика, сидящего на долгосрочном проекте, должны быть короткие пет-проекты, которые помогут ему не закиснуть. Очень легко потерять ориентиры, когда все время видишь только что-то одно. Есть риск начать переоценивать важность своей работы, потому что перестаешь видеть, что твой основной проект – песчинка в море игр.
К тому же это очень славно, когда можно позволить себе делать игры для души. Ведь все мы пришли в геймдев ради таких игр и часто втайне недовольны тем, что занимаемся играми как бизнесом.
Некоторые боятся, что пет-проекты могут мешать основной работе. А я вот скажу из своего опыта, что они, наоборот, помогают. Можно какие-то решения опробовать в маленьких прототипах для себя, а затем перенести их в большой проект. А можно, научившись делать маленькие душевные игры, перенести этот опыт в большую разработку и делать коммерческий продукт, которым можно гордиться.
Андрей Арутюнян: Инди-студия – такой же бизнес, как и любой другой, с большим риском, но и с большей свободой действий. Любые творческие порывы ограничат бюджет, тем не менее инди-студии зачастую берутся за идеи, которые не могут себе позволить большие студии в силу риска не угадать.
О неизбежности взросления
Вы наверняка думаете, что для создания игры важна только душа. Деньги вам не нужны совсем, а в квартире родителей на мамином борще вы вполне в состоянии создать инди-шедевр. К сожалению, реальная жизнь жестока и сурова.
Вариант №1. Если рациональное мышление у вас было раньше.
Алексей Давыдов: Выживаете как можете – это отлично подходит к большинству случаев. Первый проект финансировался на заработанные и отложенные 3000 долларов. Дальше проекты финансировались уже за счет предыдущих. Главное, когда ты инди, – не складывать все яйца в одну корзину.
Вариант №2. Найти инвестора и отложить покупку яхты.
Ярослав Кравцов: По опыту скажу, что копить бесполезно. Потому что нельзя просто взять и сделать игру на отведенный заранее бюджет, особенно если раньше вы таким не занимались и бюджет собран впритык. И это довольно неприятно, когда деньги кончились, а проект в разобранном состоянии. Искать профильного инвестора – это правильно. Задача первого проекта – не заработать на яхту, а набраться опыта, встать на ноги и склеить команду. Но я тут пока так себе советчик, в данный момент сам в поисках инвестиций.
Вариант №3. Помните, что, как и в играх-выживариумах, вам важно не умереть с голоду!
Алексей Давыдов: Отличный совет – иметь несколько источников небольшого, но длинного пассивного дохода. Такие «ручейки» позволяют не умереть от жажды в засушливые периоды. Ну, или можно просто не уходить с работы, пока не увидишь первый репорт от Steam с четырьмя-пятью нулями.
Вариант №4. Найти свой путь. Он ведь один, и с него не свернуть.
Мария Кочакова: Инвесторов мы искали, потом поняли, где прокололись, и больше не ищем. Копить заранее тоже глупо. Проще выделить часть месячного бюджета на игру – когда-то больше потратиться, когда-то меньше. И все всегда фиксировать! Каждую трату.
На практике это выглядит так: художница нарисовала пачку промо и говорит, что это стоит 2 рубля. Плачу два рубля, все довольны. «Звукач» написал трек для трейлера, говорит, что это ничего не стоит, но ему бы микрофон поменять, а он стоит 5 рублей. Скидываю «звукачу» на микрофон. Программист говорит – мне пока деньги не нужны, но я не хочу за спасибо работать. Говорю, ладно, давай в месяц положим тебе 3 рубля, будем их считать, а после релиза я тебе всю сумму выплачу разом. Вот как-то так.
Немного о скучном
Программные продукты стоит выбирать вдумчиво, исходя из целей и задач проекта, из того, с чем вам и всей команде будет удобно и комфортно работать. А принцип выбора движка еще проще: смотрите, где сейчас работает Олег Придюк, – тот движок и берете!
Есть два пути: можно установить преимущественно бесплатные программы и приложения или пользоваться тем, что стоит приличных денег, но отвечает неким внутренним принципам команды.
Алексей Давыдов: Инди вынуждены экономить, это правда. Но есть профессиональные инструменты, и экономить на них – значит, снижать качество продукта. Когда мы занимались веб-проектами, у нас в студии были лицензионные Flash, Photoshop и Flash Builder. Сейчас у нас PRO-версия Unity3D и еще с полдюжины подписок на разные сервисы.
Андрей Арутюнян: Unity, Spine 2D, NGUI. Все, что может помочь ускорить реализацию проекта и улучшить его.
Ярослав Кравцов: Система контроля версий – бесплатный BitBucket для проекта и Dropbox для артовых сорцов. Документация – бесплатный Google Sites. Движок – бесплатный Unity или бесплатный Defold. Таскооборот – бесплатный Trello или Hacknplan. Общение команды – бесплатный Skype или Slack. Для старта ничего хитрого не надо.
Мария Кочакова: Зачем лишние траты? Лучше на контент деньги пустить или на промо. Так что у нас Skype, Google Docs, Trello. Платим мы, получается, только за SVN. Даже движки бесплатные берем. Ибо воистину.
О раздвоении личности, предпринимательстве, музах и самом главном
Каждый специалист знает, что бизнес – это большие возможности, но и немаленькие опасности. О том, что будет завтра, не знает никто. Предсказать, как поведет себя тот или иной продукт на рынке, очень сложно. Поэтому так важно на берегу понять, стоит ли игра свеч и готовы ли вы идти на жертвы.