Космические коты против всех
Или двадцать два человека в одной Stellaris
Компания Paradox Interactive известна как разработчик чрезвычайно детализированных стратегий – не киберспортивных дисциплин вроде StarCraft, а скорее симуляторов правителя. Ведь управление городом, страной или, как в случае со Stellaris, космической империей – это не только стремительная экспансия да военные маневры. Это еще и политические дрязги, забота об уровне жизни населения, контроль над подчиненными, которым свойственно, например, умирать от старости... Это сотни и тысячи мелочей – в других играх их старательно отсекают, чтобы излишне не морочить игроку голову. А стратегии от Paradox существуют как раз для тех, кто любит заморочки.
О чем вы вообще?
И вот Paradox выпускает Stellaris. Это стратегия про космос. Про то, как вошедшая в космическую эру цивилизация начинает колонизировать соседние планеты и звездные системы и, разрастаясь, обнаруживает, что в космосе тоже очень тесно. Все это немножко напоминает Civilization или Total War, только в космосе, – а значит, скорее всего, сравнивать стоит с Master of Orion, Endless Space или Galactic Civilizations. Но это совершенно другая игра – со своими механиками, принципами и особенностями.
Раздел галактики под конец партии. Казалось бы, тысяча звезд и всего тридцать два участника (включая ИИ), а места все равно нет
Чтобы дать журналистам как следует эти особенности прочувствовать, Paradox устроила мультиплеерную сессию. Двадцать два человека со всего мира съехались в Лондон на 14-часовую партию в Stellaris. Ее запись с позиции одной из империй можно посмотреть на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=RjGnYvcQolo), ну а тут я расскажу, как это происходило с моей точки зрения.
Так все началось
Формально игра началась в понедельник, второго мая, в десять утра по лондонскому времени. Но на самом деле перед стартом каждому предоставили возможность оформить собственную расу покорителей космоса. Дать ей название, настроить внешний вид и определить характерные особенности. Кто хочет быть пацифистом, кто ориентирован на всемерную выгоду и по этому поводу не возражает против рабства, а кто вообще желает исключительно воевать.
Представители Paradox, от лица которых велся стрим, идентифицировали себя как грибовидную расу блоргов (Blorg), одержимую идеей всеобщего мира и дружбы. На мой взгляд, им стоило взять в качестве аватаров разноцветных говорящих пони, но грибы так грибы.
Ближайшие соседи оказались кто кем. Инсектоиды, антропоморфные лисы и ленивцы, космические черепахи, даже воинственные индюки в скафандрах. Хватало и обычных гомо сапиенсов, но что может быть скучнее и банальнее двуногих прямоходящих, лишенных перьев?
Мой выбор оказался предопределен генератором случайных названий империи. Программа предложила мне называться Kotany Conglomerate, и у меня не хватило духу с ней спорить. Котаны так котаны, хотя для всех прочих мы остались коутани или просто space cats. Аватарку я себе выбрал соответствующую – порыжее и попушистее.
Игра началась с фазы исследования. В Paradox всегда подчеркивают, что уделяют особое внимание самому первому «Х» из аббревиатуры 4X – тому, который eXpansion. На старте игрок ничего толком не знает и о своей звездной системе. Нужно выслать исследовательский кораблик, чтобы он просканировал каждое космическое тело в ней и доложил, есть ли там ресурсы или еще что полезное. Следом полетит кораблик строительный. Он будет строить шахты там, где есть что добывать (минералы или энергию), и научные станции там, где есть что исследовать, – это ускоряет продвижение по всем трем древам технологий.
Военный флот тем временем облетает соседние звездные системы. В моем случае – на гиперпрыжковом двигателе. Он самый медленный, зато позволяет скакать из любой точки снаружи звездной системы. Были бы у меня варп-двигатели, я б двигался гораздо быстрее, но был ограничен сетью существующих гипертоннелей. А взял бы третью технологию – вообще смог бы преодолевать колоссальные расстояния, но только в радиусе действия станций, контролирующих поведение червоточин.
Выбрать один из трех способов движения между звездами надо уже на стадии настройки параметров расы. Но пока я про игру ничего не знал и просто следовал подсказкам. Гиперпрыжки – самые простые для понимания и идеально подходят для новичков. Отлично, их и берем.
Облет соседних звездных систем напомнил о «Космических рейнджерах». Подлетаем к границе, перепархиваем к соседней звезде. Убеждаемся, что система необитаема, – двигаемся дальше; если видим противника – скоренько упархиваем назад.