Stellaris
Космос, который нам нужен
- Жанр: Стратегия
- Издатель: Paradox Interactive
- Разработчик: Paradox Development Studio
- Мультиплеер: Интернет
- Платформа: PC
- Сайт игры: battleborn.com
Системные требования:
- Необходимо: Intel Core i5, 2 ГБ, 1 ГБ видео
- Желательно: Intel Core i5, 4 ГБ, 2 ГБ видео
Несмотря на привычную для пошаговых стратегий глубину, ни Galactic Civilizations, ни Master of Orion не давали по-настоящему правдоподобного ответа на вопрос «Как нам жить в галактической общаге?». И так было, пока за эту тему не взялись разработчики из Paradox Interactive, угрожающе размахивающие литературой по социологии и измерительными приборами. Прошлое человечества они уже безжалостно разложили по полочкам, настал черед далекого и таинственного будущего.
Если кратко, в Paradox осилили и эту задачу, а Stellaris – не совсем и не всегда 4X-стратегия, как ее пытаются окрестить.
Парадоксальный космос
Человек, знакомый с классикой космических стратегий, почувствует себя не в своей тарелке: вместо кнопки «Конец хода» в углу экрана мигает циферблат с датой и команда «Пауза». Разработчики не удержались и притащили в Stellaris свое фирменное реальное время, чем, надо полагать, нисколько игре не навредили.
Этим дело не кончилось. Stellaris куда ближе к Europa Universalis, чем, например, к Endless Space и ей подобным. В сущности, от привычной механики 4X взяли лишь каркас: наш народ вырывается из плена своей «колыбели», колонизирует новые миры, расширяет научные горизонты и временами скандалит с внеземными расами. И каждый из этих пунктов Paradox перековала на свой манер.
Мы начинаем на родной планете. На ее орбите сверкают новенький космопорт, научное судно и строительный корабль, неподалеку проводит учения крошечный флот – старт одинаковый у всех.
Что дальше? Колонизировать все миры подряд? Не тут-то было. Каждый колониальный модуль проедает дыру в бюджете, пока не станет автономной колонией. Пригодных планет очень мало, один подходящий шарик на полтора-два десятка систем – не такой уж плохой результат. А галактика огромна, даже если вы выбрали средний размер. Партия начинается не с экспансии, а с осторожного прощупывания окружающих звезд.
Исследование галактики в Stellaris значит куда больше, чем в нескольких 4X-стратегиях сразу. Беглого взгляда на систему не хватит, чтобы быстро выяснить все нюансы, – корабль экспедиции должен обследовать каждую планету. Что он там обнаружит? Вероятно, залежи ресурсов. Возможно, аномалию, которую следует изучить с риском для экипажа и судна. Или и вовсе какую-нибудь новую цивилизацию, пока еще не вышедшую в космос.
В западном рукаве без перемен
Дебют продолжается очень долго, первых соседей по вселенной можно не встретить и через час после начала партии. Все это время наша молодая империя изредка основывает колонии, застраивает планетарные клеточки зданиями. Принцип схож с тем, что в Civilization: каждую единицу населения ставим на отдельную клетку с улучшением, а ключевая разница в том, что эта единица не просто рисованная рожица, а отдельный социум со своими пусть немного, но отличными от стандарта свойствами. Механика социальных страт, основанная на механике Victoria 2, проявит себя ближе к последней стадии игры, когда внутри разросшейся империи начнут возникать противоречия.
Дальше партия меняет тон. Несколько миров освоены, и вот ваш личный домен уже достиг предела роста. Конечно, никто не запрещает и дальше его расширять, только вот штрафы за «лишние» планеты не очень приятные. Настает время делить хозяйство на сектора – автономные регионы, управляемые ИИ. От вашей воли тут зависят лишь общие вопросы: сколько ресурсов отдавать федеральному центру, на чем сфокусировать усилия, перестраивать ли улучшения в зависимости от ситуации.
Этот аспект особенно волновал, ведь кремниевые губернаторы в любой игре чреваты гибельными глупостями и неверной застройкой. В Stellaris сектора не страдают этой болезнью – приток денег и минералов уцелеет, только временами у губернаторов случаются странные припадки, и на пару месяцев доход обрушивается до унизительных отрицательных величин.