История подъема и падения игровой индустрии.

ИгроманияСтиль жизни

Спецматериалы

И никого не стало

История подъема и падения игровой индустрии

Сергей Жигальцев

Компания Atari захоронила картриджи со своей продукцией в пустыне, сообщают СМИ со ссылкой на очевидцев событий. По словам источника, близкого к Atari, таким образом американцы пытаются избавиться от излишков продукции и освободить склады, забитые непопулярными товарами. Неужели это конец одной из самых авторитетных отраслей развлекательного бизнеса?

Примерно такое сообщение облетело американские газеты, когда в 1983 году стало известно о крушении рынка, в чью успешность верили не только простые геймеры, но и воротилы финансового мира. Богатая на инновации игровая индустрия оставалась этаким мостиком между «скучным миром взрослых», где одетые в костюмы мужчины управляли миром, и почти что эфемерной «зоной мечты». Местом, где первооткрыватели добились гигантского успеха и прочувствовали на себе не менее ошеломительное падение. Но как так получилось, что в один момент из перспективнейшего предприятия игровая индустрия превратилась в выжженную пустыню? Давайте разбираться вместе.

My Brown Box

Идея создать собственную развлекательную систему пришла к Ральфу Баеру еще в пятидесятые годы прошлого века. Тогда он, инженер по образованию, входил в период зрелости, но в душе оставался все таким же мечтателем. Через пятнадцать лет, уже будучи главой отдела технологического дизайна в крупной корпорации, Ральф понял, что попробовать все же стоит.  К тому времени во всем мире уже началась эпоха телевидения. Звезды прошлых лет – золотые голоса американских и британских радиостанций – остались не у дел, фактически наедине с былой славой.

Video Killed the Radio Star и формат нового времени – картинка живая. Людей в кадре копировали, ими восхищались, поэтому нет ничего удивительного в том, что Ральф начал свои изыскания в направлении «ящика». Очень долго образ не складывался: мешало и развитие технологий, и куча других факторов, не последнее место среди которых занимало банальное отсутствие свободного времени. Прорыв случился в августе 1966 года, когда инженер, сидя на остановке, безуспешно пытался дождаться своего автобуса.

«Тогда я подумал: «Давай играть!» На следующее утро я подготовил четырехстраничную документацию по устройству, подключаемому к телевизору по цене $19,95 за коробку».

Ральф вспоминает, что в 1966 году вся эта затея казалась сущей глупостью. «Ну вот представьте себе: я, ведущий инженер крупной военной компании, сижу и порчу бумагу концепцией приставки для детей».

Пытаясь примириться с собственными мыслями, Баер называл свое изобретение на военный манер, перебирая одну аббревиатуру за другой. В конечном счете выбор пал на Channel LP – и работа закипела.

«Я совершенно не был уверен, что вся затея придется по душе моему начальству, – рассказывает Ральф, – отчасти потому весь процесс велся в обстановке строгой секретности. Я нашел помощника, а потом еще одного – парня с шилом в заднице, мы заняли небольшую комнату на пятом этаже высоченного здания и приступили к делу».

В каком-то смысле рабочие контроллеры системы были привлекательнее, нежели редизайн от Magnavox

Довольно скоро концепция Channel LP начала обрастать деталями. Появились и первые игры, среди которых засветилась вариация на тему лабиринта, настольный теннис и даже первый шутер для светового ружья (не пистолета!). Баер вспоминает, как уже после презентации Brown Box (новое имя Channel LP) один из больших начальников любил захаживать к ним в «офис» и стрелять от бедра по мишеням. «Он очень хорошо в этом поднаторел», – улыбается инженер. Беда была лишь в том, что в идею «Коричневой коробки» фактически поверил всего один человек из совета директоров. «Остальные сидели с совершенно кислыми лицами и не понимали, что такого в этой штуке».

Тот самый стрелок, Герберт Кампман, выделил две тысячи долларов на проект системы. Это было немного даже для 1960-х, однако команда Баера и не думала останавливаться на достигнутом, несмотря на давление со стороны больших боссов. «Где-то раз в месяц ко мне подходили и спрашивали: «Вы все еще возитесь с этой штуковиной? Когда закончите?»

Дьявольски хитроумное изобретение – телевидение – мгновенно стало популярным и потеснило среди прочего кинопродукцию. На конец 1950-х приходится не только упадок национальной популярности радиовещания, но и открытие кинотеатров под открытым небом, и появление массового эксплуатационного кино. В этом контексте вполне понятно, почему Баер устремил свой взор в сторону приставок к «ящику»

Весной 1967 года Brown Box приобрела относительно законченный вид. Руководство Sanders начало подыскивать подходящих клиентов для того, чтобы начать производство приставки. «Они были военной корпорацией с госзаказом из самого Пентагона и, соответственно, не могли взяться за самостоятельное распространение Brown Box».

Для Баера началась эпоха судорожных презентаций и брифингов, во время которых надежда выпустить «Коробку» таяла быстрее, чем воск на свече. Во время одного из посещений Sanders идею экс-Channel LP подхватила крупная телекоммуникационная фирма Teleprompter Corporation. Отцы-основатели домашнего гейминга ликовали: наконец-то выпустим. Однако реальность оказалась суровее, чем мог предположить Баер. Испытывая гигантские финансовые трудности, лицензиаты отказались от проекта, и судьба консоли в очередной раз повисла на волоске.

Испытание игрового автомата в пабе стало своего рода традицией. Помимо Pong, именно таким образом проверялись рабочие качества концепции оригинального Donkey Kong, например

«Мы уже отчаялись. Все указывало на то, что Brown Box суждено закончить свою жизнь на свалке, – вспоминают авторы. – И тут мы додумались: раз речь идет о телевизионной игрушке, то и представлять ее надо структурам, так или иначе связанным с этим бизнесом».

Для Brown Box это стало вторым рождением. Стартовала напряженная гонка по инвесторам. Перебирая одну компанию за другой, Баер то и дело слышал: «Да, парни, это очень круто». Однако задача и не думала решаться. Команда инженеров в очередной раз столкнулась с уравнением со всеми неизвестными, где каждое неверное действие могло обернуться катастрофой. Ситуацию спас случай. Один из членов совета директоров RCA, участвовавший в переговорах с Sanders, перевелся в корпорацию Magnavox и буквально настоял на том, чтобы это странное по меркам времени устройство оказалось выпущено на рынок.

«Позже они вспоминали, как ратовали за «Коробку», – рассказывает Ральф. – Еще бы, ведь они увидели первые лицензионные отчисления, чего не радоваться-то».

Не смущайтесь кукле Барби на страницах ведущего компьютерно-игрового журнала. Ведь без нее едва ли б появилась Intellivision - сильнейший конкурент Atari VCS (2600)

Руководство Magnavox взялось за приставку с удвоенной силой. В первую очередь сменили невзрачный корпус устройства на современный по тем временам пластиковый короб. Однако этого менеджерам показалось мало, в результате в комплект поставки вошло множество дополнительных аксессуаров в диапазоне от цветных накладок на телевизор до комплекта фишек, а сама Brown Box, переименованная в Odyssey, подорожала до $100 против исходных $19,95.

«Мы прекрасно осознавали, что все эти бумажные деньги и фишки просто фигня для того, чтобы сбыть систему подороже, но что поделаешь? Я уже тогда понимал, что всем этим никто и пользоваться не станет», – поясняет Баер.

Тем временем Magnavox Odyssey все ближе подбиралась к релизу. Вокруг новой игрушки начала разворачиваться мощнейшая маркетинговая кампания, заключающаяся, помимо съемки рекламных роликов, в позиционировании устройства как лучшего способа отдохнуть в кругу семьи. Немного позже состоялся и сигнальный показ приставки на одной из технологических выставок в Калифорнии. Люди были восхищены возможностями Odyssey, а руководство Magnavox ожидало успешных продаж. Картину портила лишь одна ма-а-аленькая деталь – в листе отзывов Odyssey появилась ничего не значащая подпись: «Н. Бушнелл».

Прыг-скок

Нолан Бушнелл сидел в офисе Atari и потирал руки от удовольствия. Еще бы. Несколько часов назад к нему зашел ведущий (и единственный) инженер компании Алан Алкорн и сообщил потрясающую новость: тестовый образец Pong сломался в буквальном смысле от избытка монет.

«Мне позвонили из паба и сообщили, что наш аппарат вышел из строя, – рассказывает Алан. – Я спросил, как же такое может быть, и полетел проверять. Представьте мое удивление, когда я открыл монетоприемник и из него рекой полились деньги».

По сегодняшним меркам история Atari напоминает авантюрный боевик. Намучившись с никому не нужными автоматами «с электроникой» и устав от напряженной обстановки в стране, Нолан Бушнелл решил организовать компанию мечты. Имея 500 долларов стартового капитала, он отправился нанимать своего первого сотрудника. Им оказался Алан Алкорн.

После полностью монохромного автомата домашняя версия Pong смотрелась как шедевр графической мысли. Понятно, что ничего лучше и не было, но вот эти цветные цифры счета - они аудитории нравились

«Помню, что вначале не доверял ему, – признается Алкорн. – Тогда кругом царила жуткая истерия. Мы поехали на его машине обедать, и он мне предложил тысячу долларов в месяц и долю в компании. Я согласился».

Бушнелл любит рассказывать, что первый успешный «кейс» Atari возник буквально из воздуха. «Мне необходимо было объяснить Алану, что такое видеоигры. Тогда я и придумал небольшое техническое задание – взять за основу ту игрушку, что я видел на Odyssey (речь идет о «теннисе для двоих»), и сделать своего рода клон».

Алан с радостью взялся за предложенный проект. «А почему нет? Нолан сказал, что у него уже заключен контракт с General Electric на этот симулятор пинг-понга. Тот факт, что никто из GE за все время работы над Pong не позвонил, меня отчего-то ничуть не смущал», – смеется инженер.

Как известно, аппетит приходит во время еды, вот и Алкорн, создавая Pong, добавлял в него множество новых функций. «Вначале Алан научил биты двигаться по полю. Потом прописал угол падения мяча и добавил функцию, определяющую по точке удара угол отскока мяча», – поясняет Бушнелл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Detroit: Become Human Detroit: Become Human

Лучше, чем вы думаете

Игромания
Новая игра Хидэо Кодзимы Новая игра Хидэо Кодзимы

Первый проект новоиспеченной Kojima Productions еще не анонсирован. Нельзя исключать, что даже сам Хидэо Кодзима пока не знает, что хочет сделать на этот раз. Но в том, что студия займется именно игрой, сомнений нет: по словам Кодзимы, в будущем он не исключает работу над кино и даже аниме, но публика ждет от него другое – и придется заявить о себе привычными методами.

Игромания
Встречный вопрос Встречный вопрос

Что нового в индустрии виртуального дейтинга?

Robb Report
Кормление грудью по требованию: современный подход Кормление грудью по требованию: современный подход

Долгие годы основным подходом к грудному вскармливанию детей было кормление строго по часам. Современные исследования показали, что такой режим грудного вскармливания не удовлетворяет все потребности малыша. На смену «режимному» кормлению пришел новый метод – свободного вскармливания, или вскармливания по требованию ребенка.

9 месяцев
Праздник к нам приходит Праздник к нам приходит

Светлана Лобода откровенно рассказала о том, как ей удается быть праздником

Cosmopolitan
С дороги, агент Малдер! С дороги, агент Малдер!

История X-COM

Игромания
Энергия из воздуха. Как развивается ветряная генерация в России и мире Энергия из воздуха. Как развивается ветряная генерация в России и мире

Как Россия вводит в эксплуатацию экологически чистую энергию ветра

Inc.
«Дело жизни – печь!» «Дело жизни – печь!»

Что влияет на калорийность десерта и в чем секрет маложирного крема

Худеем правильно
Игра протоколов Игра протоколов

Татьяна Алешичева о трех главных женщинах Британии 1980-х

Weekend
Джен Псаки вернётся в Белый дом. Как пропаганда хотела заставить россиян её ненавидеть на фоне событий на Украине Джен Псаки вернётся в Белый дом. Как пропаганда хотела заставить россиян её ненавидеть на фоне событий на Украине

Цитаты Псаки про флот у берегов Белоруссии и ростовские горы вспоминают и сейчас

TJ
Два часа Два часа

Как пробежать марафон с невероятным результатом

kiozk originals
Пастор Вера Пастор Вера

Каким священником может быть женщина

Огонёк
Безумства храбрых Безумства храбрых

«Так высоко, как Ольга Кузьмина, на этом проекте не летает никто»

OK!
18 идей для гастрономического путешествия по России 18 идей для гастрономического путешествия по России

Самые аппетитные пункты в меню страны – и места, где их нужно пробовать

GQ
7 тезисов — как изучать историю в школе 7 тезисов — как изучать историю в школе

История как объект исследования и изучения

Дилетант
Как научиться расставлять приоритеты и достигать желаемого: 10 главных шагов к цели Как научиться расставлять приоритеты и достигать желаемого: 10 главных шагов к цели

Подборка советов, помогающих выявить самые важные для тебя цели

Playboy
Люди делятся не только на «сов» и «жаворонков»: есть 6 различных хронотипов Люди делятся не только на «сов» и «жаворонков»: есть 6 различных хронотипов

Исследователи предложили новую классификацию суточной активности человека

National Geographic
Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает

Вода для корабля – родная стихия. Но слишком вязкая

Популярная механика
«Бывает, что один заказ приносит месячный доход»: чем занимается и сколько зарабатывает частный промышленный альпинист «Бывает, что один заказ приносит месячный доход»: чем занимается и сколько зарабатывает частный промышленный альпинист

Промышленный альпинист рассказывает, как зарабатывает, работая самостоятельно

VC.RU
Лишний билетик Лишний билетик

Объясняем, как вернуть купленный билет и не потерять при этом деньги

Лиза
Эффект «зловещей долины»: могут ли роботы сделать нас счастливыми Эффект «зловещей долины»: могут ли роботы сделать нас счастливыми

Рассказываем, как роботы помогают ухаживать за пожилыми, учиться, работать

Forbes
Итоги в гейм-индустрии: главные тренды и 5 лучших игр 2020 года Итоги в гейм-индустрии: главные тренды и 5 лучших игр 2020 года

5 самых примечательных видеоигр 2020 года

Esquire
Андрей Житинкин. Перемена участи Андрей Житинкин. Перемена участи

Артист пойдет на любую провокацию, любой сложный ход ради успеха

Караван историй
Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами Опасная уборка: как не навредить здоровью и красоте чистящими средствами

Эксперт: какие чистящие средства не стоит использовать, чтобы сохранить здоровье

Psychologies
Что такое «стокгольмский синдром» и почему люди любят тех, кто над ними издевается Что такое «стокгольмский синдром» и почему люди любят тех, кто над ними издевается

Почему большинство людей так склонны любить тех, кто над ними издевается?

Maxim
Подкастинговая лихорадка Подкастинговая лихорадка

Individuum выпустил первую в России книгу, посвященную подкастам

Эксперт
Мистика и повседневность. Каким получился сериал «Перевал Дятлова» Мистика и повседневность. Каким получился сериал «Перевал Дятлова»

«Перевал Дятлова» — детектив о загадочной гибели туристов в 1959 года

РБК
Она была его куколкой: невероятная история любви Элвиса и Присциллы Пресли Она была его куколкой: невероятная история любви Элвиса и Присциллы Пресли

Присцилла Энн Болье – единственная законная жена Элвиса Пресли

Cosmopolitan
Отрывок из книги Александра Абалова и Владислава Иноземцева «Бесконечная империя» Отрывок из книги Александра Абалова и Владислава Иноземцева «Бесконечная империя»

Отрывок из книги «Бесконечная империя: Россия в поисках себя»

СНОБ
Какой МФУ выбрать для дома: 5 самых лучших из бюджетного сегмента Какой МФУ выбрать для дома: 5 самых лучших из бюджетного сегмента

Рассматриваем разные варианты МФУ для дома и выбираем оптимальное устройство

CHIP
Открыть в приложении