Игра нервов. Почему на Донбассе не будет референдума
Владимир Путин и Дональд Трамп обсудили проведение референдума на Юго-Востоке Украины. Есть вероятность, что война на Донбассе окончательно перейдет в разряд замороженных конфликтов, хотя украинской стороне и хотелось бы этого всячески избежать. Россия также не сможет радикально изменить обстановку. Возобновление боевых действий угрожает ее попыткам нормализировать отношения с США и с Западом в целом
По информации агентства Bloomberg, на встрече в Хельсинки Владимир Путин предложил президенту США Дональду Трампу провести референдум на юго-востоке Украины. Это, безусловно, стало ответом российской стороны на инициативы украинской, которые зазвучали все интенсивнее по мере приближения президентских выборов.
Со своим «мирным» планом в июне выступил министр внутренних дел Арсен Аваков. С ним в унисон работает президент Украины Петр Порошенко, который недавно написал в своем Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что реакция Москвы на предложение ввести миротворцев станет «тестом» ее намерений. У обоих ключевым положением является именно ввод в Донбасс миротворцев ООН.
PR-активность украинской стороны понятна — ни одно из обещаний, данных в 2014 году, не выполнено. С чем идти на перевыборы в марте 2019-го, непонятно. Ни Крым, ни Донбасс заполучить обратно не удалось, да и не удастся, что в Киеве прекрасно понимают. Поэтому с его стороны идет война нервов, нагнетание напряженности в информационном пространстве. Так, накануне чемпионата мира по футболу пошли слухи о том, что на Юго-Востоке Украины опять могут вспыхнуть боевые действия, дабы испортить впечатление, а то и сорвать его.
Однако Владимир Путин предупредил о тяжелых последствиях этого — и обстановка осталась сравнительно спокойной. Правда, украинская сторона заявляла о переходе под ее контроль неких деревень, но эти населенные пункты находились в нейтральной полосе и никем не защищались, просто ей надо было заявить хоть о какой-то победе. Но и Россия не могла молчать в условиях медийной активности Украины.
Предложение о референдуме, если таковое действительно было сделано, такой же PR-ход, как и заявления Порошенко или Авакова. (А помимо них с планами урегулирования конфликта активно выступает и оппозиция — и Юлия Тимошенко, и Анатолий Гриценко.)
В чем заключается нереалистичность предложения по миротворцам ООН? Собственно говоря, суть пожеланий Украины состоит в следующем: «голубые каски» должны выполнить то, что не смогли ее военнослужащие, а именно освободить Донбасс. Потерпев поражение на поле битвы в 2014–2015 годах, Киев пытается теперь не мытьем, так катаньем переиграть ситуацию в свою пользу. Но понятно, что миротворцы воевать за Украину не будут, и ДНР–ЛНР их на свою территорию не пустят. Так что все разговоры о «голубых касках» — это чистой воды демагогия. Миротворцев вводят только тогда и туда, где боевые действия прекратились и где обе стороны конфликта достигли