И корабль не плывет. «Треугольник печали» — главный сатирический фильм года. Но это скорее заслуга года
1 декабря в российский прокат вышел «Треугольник печали» Рубена Эстлунда — победитель Каннского кинофестиваля 2022 года. Это самый настоящий комедийный «Титаник» — ехидное кино о круизном лайнере, который идет ко дну вместе с олигархами, супермоделями, торговцами оружием и прочим высшим светом. Фильм не так хорош, как предшествовавший ему «Квадрат», но цинично выиграет благодаря своему контексту.
На роскошный океанский лайнер под управлением запойного капитана-марксиста (чудесный Вуди Харрельсон, но его тут немного) пассажиров отбирают по принципу анекдотогеничности: каждый должен быть удобной мишенью для шуток. Вот русский олигарх Дмитрий, заявляющий, что разбогател на дерьме: имеется в виду навоз и ловко приватизированный совхоз. Вот очаровательная зрелая пара из Англии, которая торгует оружием, и, поскольку в мире не останавливаются войны, над Британской империей никогда не заходит солнце. Вот айтишник из Финляндии, который придумал какой-то цифровой пузырь. Вот уборщица-филиппинка (Долли де Леон), которую снисходительно называют «менеджером по туалетам», чтобы она чувствовала одобрение белых хозяев. А вот два главных героя, способных быть одновременно и самыми невинными, и самыми порочными существами в этой трагикомедии нравов. Он и она — два чистых листа: юные супермодели, у которых пока нет финансовой подушки и жировой прослойки, но уже есть интернет-слава и еще есть красота и юность. Их взяли на корабль бесплатно — в обмен на рекламные сторис. Они добросовестно позируют друг для друга и богачей — и делают это даже в тот момент, когда корабль (вряд ли это спойлер) встретит свой шторм.
В старую пословицу о том, что кино рождается дважды (сперва в чьей-то голове, потом на монтажном столе), давно уже хочется внести поправку: в третий раз кино рождается на фестивале. Горстка коллег посмотрела «Треугольник печали» в месте, для которого он и создавался, — в Каннах. Эстлундовский «Квадрат» пять лет назад шокировал фестивальную богему сценой с русским художником в образе человека-собаки, который устраивал омерзительный перформанс на светском ужине. В результате этой дерзости фильм буквально вырвал зубами «Золотую пальмовую ветвь». «Треугольник печали» придерживается той же тактики: самая вирусная сцена фильма — та, в которой собравшуюся на корабле элиту тошнит и выворачивает наизнанку во время гала-ужина с капитаном.
Большинство наших критиков увидели фильм уже в России, куда этот лайнер прибыл с определенным грузом: о его исключительности и гениальности с нажимом пишут уже полгода; наградной сезон только набирает обороты; а в августе трагически скончалась 32-летняя Чарлби Дин — блистательная исполнительница главной роли, южноафриканская фотомодель, у которой были все шансы стать суперзвездой экрана. К концу года «Треугольник печали» вполне может стать объектом карго-культа, причем в прямом смысле: cargo — груз корабля.