И ботаники делают бизнес 1+2
Удивительная история основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова: от провала до миллиона
Как журналист начинал с серии статей о самых ярких и неординарных фигурах российского бизнеса. Автор двух книг, которые сам называет документальными, – «Чичваркин Е… гений» и «И ботаники делают бизнес». Обе стали бестселлерами в своем жанре, а Максим – лауреатом премий: «Бизнес-книга» в 2008 году и «Выбор рунета» в 2011-м.
Для кого эта книга?
Это книга для тех, кто хочет быть честными. С самими собой, со своей мечтой, с окружающими, с жизнью вообще. Она для ботаников, которые поняли, или пока только догадываются, что бизнес в России перестает быть уделом избранных. Нет по соседству городского кафе? – Можно открыть самому. Нет в продаже хорошего сыра или сладких помидоров? – Значит, нужен свой магазин. Идеалисты и мечтатели заполняют пустоту вокруг, формируя себя и новую среду для жизни.
Но решиться сделать шаг из чужой компании со стабильной зарплатой в неизведанную свободу нелегко, и обычно для вдохновения нужны истории чужого успеха. Но в книге Максима Котина вы их не найдете. Потому что автор хотел быть предельно честным с читателями, так же, как и его герой.
В историях большого успеха мазки слишком крупные, и за ними подчас не видны ключевые детали. А в них ведь и кроется суть. Эта книга для тех, кто хочет докопаться до сути. В ней вы найдете реальную историю борьбы – борьбы идеалиста Федора Овчинникова, который оказался достаточно смел, чтобы преодолеть инерцию обстоятельств. В какой-то момент читателю будет казаться, что обстоятельства накрывают героя с головой – но тем объемнее картина. Автору удалось создать портрет представителя третьей волны отечественных предпринимателей. Портрет сочный, образный, наполненный живыми деталями. Короткую версию книги «И ботаники делают бизнес» читайте в нашем обзоре!
Очень важное лицо
Знаете ли вы российский город с двумя Ы в названии? Ну, вспоминайте. Это обязательно нужно сделать, потому что город с двумя Ы в этой истории – очень важное лицо. Иногда он даже оттесняет Федора на второй план, иногда подталкивает к действию. Но в любом случае живет на страницах этой книги так же органично, как и все ее герои. Прежде всего потому, что Федору именно в нем выпало родиться. И еще потому, что все описанное в этой книге случилось именно в городе с двумя Ы. Здесь, а точнее в парке Кирова, Федор понял, что просто необходимо начать действовать. Ведь он мечтал о том, чтобы его страна изменилась, а в городе с двумя Ы даже не было «Макдоналдса». Не беда, первый «Макдоналдс» тоже открылся не в Нью-Йорке. Федор это знал и был уверен, что у него все получится.
Для старта нужны были деньги, но родители дать в долг отказались и в один голос заявили, что Федор непременно разорится. Американский попкорн в их городе никому не нужен. Кому здесь вообще что-то нужно? Вопрос риторический, раз никто из близких и друзей не поддержал Федора. Все чего-то да боялись. Особенно перемен. Перемены были необходимы, настойчиво стучали в дверь, но жители города с двумя Ы шарахались от них, как от чумы, а от мысли самим включаться в процесс приходили в мистический ужас.
В городе трех революций
Непонятый Федор приехал в Петербург – поступать в университет. И в городе трех революций впервые увидел людей, которые перемен не боялись, которым напротив – они были жизненно необходимы. Вот почему его так увлекли идеи Национал-большевистской партии.
Не поступив в СПбГУ и обучаясь археологии в родном городе, Федор написал Эдуарду Лимонову о желании вступить в ряды созданной им партии. Писатель ответил через пару месяцев и даже прислал членский билет. Федор влился в активную партийную жизнь и на деле убедился, что именно выдуманные страхи не позволяют людям достигать желаемого. Но через полгода он сдал дела и вышел из рядов лимоновцев, слишком военизированными становились великий писатель и его детище.
С археологией у Федора тоже не задалось. Его теория о происхождении харинской полихромной поясной культуры после публикации вызвала большой интерес, но когда Федор попал в аспирантуру, на занятия этой темой наложили табу – ей уже занимался другой заслуженный ученый.
Пришлось расстаться с археологией – так же, как и с верой в идеалы национал-большевизма.
Невиданный ажиотаж
И вдруг. Ах, это вечное «и вдруг!». Эта кажущаяся случайность. Эта петелька, которая цепляется за крючочек и ведет человека к его мечте… К Федору она пришла в виде статьи в газете «Молодежь Севера». Новость об открытии строительного супермаркета «Город мастеров» ударила в самое сердце. Сама идея строительного чуда с автоматическими дверями, движущимися дорожками, невиданным разнообразием ассортимента обоев и плинтусов в городе с двумя Ы показалась Федору чудом. И он решил, что ему с этим чудом по дороге.
Владелец «Города мастеров» не был похож на жителей города с двумя Ы. Да он им и не был. А потому перемены его не страшили. Принимая Федора на работу, Дегтярев рассказывал ему о грандиозных планах. Федора они вдохновляли, ему и в голову не приходило, что планы эти окажутся куда масштабнее неспешной северной жизни.
Для успеха Дегтяреву нужен был невиданный ажиотаж в день открытия «Города мастеров». И Федор справился с этой задачей, несмотря на отсутствие опыта. Некоторые из первых покупателей приходили в многочасовую очередь со своими бутербродами и термосами. Такого потока не выдержала даже движущаяся дорожка. Счастливый Дегтярев назначил Федора начальником отдела маркетинга.