Художники у руля. Зачем BMW инвестирует в оперу и современное искусство
Глава культурных коммуникаций BMW Group в мире, искусствовед Томас Гирст — о том, как траты на культуру и искусство помогают продавать автомобили
Концерт «BMW. Опера без границ» в сквере Большого театра в прошлое воскресенье собрал 8 000 зрителей. О том, зачем автомобильному концерну устраивать бесплатные оперные концерты в садах и парках Лондона, Мюнхена, Берлина и Москвы, устраивать арт-резиденции для художников по всему миру, поддерживать ярмарки Art Basel и Frieze, музеи Tate, Guggenheim и «Гараж», заказывать современным художникам Art-car, в интервью Forbes Life рассказывал Томас Гирст, глава культурных коммуникаций BMW Group в мире.
Томас, когда концерн BMW заинтересовался культурой и искусством?
В 1970-х BMW открыли завод в городке Динголфинг за пределами Мюнхена. Чтобы стимулировать талантливых специалистов переехать «в глушь», компании пришлось самой заняться развитием инфраструктуры и культурной среды, завязать отношения с театрами и музеями крошечного на тот момент городка. Этот проект не был придуман маркетологами или пиарщиками. Можно сказать, это была чистая любовь, без рассчета. Особенно красиво эта история звучит сегодня, когда на компанию работает 135 000 человек по всему миру и за плечами у нас большой культурный багаж.
Почему для BMW Group важно позиционировать бренд через культуру и искусство?
Милтон Фридман, великий экономист, сказал: «Единственная задача бизнеса — это заниматься бизнесом». Это замечательное утверждение, в котором слово «бизнес» встречается дважды. Конечно, наше главное дело — создание исключительных автомобилей. Но вообще-то позиция Фридмана больше не актуальна. В обществе изменилось отношение к корпорациям, массовое сознание ориентировано не только на высокую стоимость акций, но и на степень корпоративной ответственности компании: чем компания полезна обществу, в котором делает свой успешный бизнес? Соглашаясь с Ричардом Флорида, именно креативный класс в постиндустриальном обществе на самом деле является движущей силой экономики. Как мы знаем, художники часто стоят у руля прогресса, предсказывая направление развития разных сфер жизни, поэтому глупо пренебрегать искусством.