Художник Валерий Чтак – о бессмысленности искусства, переоцененности Тарковского и стремлении к пустоте
В Мультимедиа Арт Музее до 30 апреля проходит выставка работ Валерия Чтака "Могло бы быть гораздо хуже". Чтак — выходец из «Школы современного искусства» Авдея Тер-Оганьяна и проектов художественной группы «Общество Радек». Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (проект «Только правда», 2011) и художник фильма «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. А еще — объект хейта поклонников Покраса Лампаса. Esquire не мог упустить шанса задать Валерию несколько вопросов.
39-летний московский художник, работающий в мастерской на "Винзаводе" — центре современного искусства — сам на современное искусство смотрит будто со стороны и не спешит передвинуться в центр. Монохромная, даже скупая графика Валерия Чтака местами напоминает граффити, местами — плакаты и транспаранты с ребусами, которые художник предлагает разгадать зрителям. Зритель, по словам Валерия, «вынужден ловить ускользающий смысл где-то выше логики или чуть в стороне от рационального».
Порой смысл лежит на поверхности: например, в 2017 году Чтак написал картину с лозунгом "Любовь топора не требует" по следам истории Маргариты Грачевой. Что, скорее, исключение: например, холст 2018 года с девятью "нет" декодировать уже не так просто. В работах Валерия зачастую нет сюжета, зато обязательно есть текст — он вообще для Чтака важнее изображения. Художник использует надписи на иврите, сербском и польском, хотя сам знает только русский и английский. Чтак утверждает, что его интересует создание системы знаков на стыке «крутизны и искусства», и работает с образами личной свободы: рокмузыкой, субкультурными сообществами, протестными движениями (пара работ посвящена протестам в Беларуси 2020 года). Есть у Чтака и личная особенность — он не приемлет обращения на "вы", поэтому все интервью превращаются в разговор старых приятелей. Это интервью не исключение.