"Ход королевы" с Аней Тейлор-Джой в роли гениальной наркозависимой шахматистки — пока что лучший сериал осени
"Ход королевы" — неожиданный хит Netflix, снятый по одноименному роману Уолтера Тевиса, но явно вдохновленный "Защитой Лужина" Набокова и "Бесконечной шуткой" Дэвида Фостера Уоллеса. Рассказываем, как сериал о гениальной наркозависимой шахматистке и ее угрюмом русском сопернике стал увлекательным исследованием природы гениальности.
Бет Хармон (восхитительная Аня Тейлор-Джой) — ребенка без мамы и с пропавшим папой — отправляют в приют для девочек, где она находит две главные свои страсти: транквилизаторы и шахматы, которым ее учит местный уборщик. Когда перед Бет нет игральной доски, она разыгрывает воображаемую партию в уме, ночью — на потолке. Еще она поворачивается к столу спиной, уборщик озвучивает ход h3, она за секунду просчитывает комбинации, говорит, что в ответ пешку снесет ферзем, — и еще два возможных варианта.
Уже повзрослевшую Хармон с проблемами с коммуникацией и пузырьком опасных таблеток, без которых она не может играть, называют вундеркиндом: она ведет одновременно 12 игр с местным шахматным клубом, выигрывает всухую, побеждает чемпиона штата Кентукки, становится сенсацией; репортерша из модного журнала Life говорит о гениальности и апофении — умении видеть невидимые паттерны и находить недоступные другим комбинации. Впереди — мировые турниры, чемпионство США, непобедимый русский Боргов (Марцин Дорочинский). Всегда, всегда с собой — алкоголизм и зеленые пилюли.
«Ход королевой», как может показаться, беззащитен от сравнения с набоковской «Защитой Лужина»: два вундеркинда с эмоциональной анемией, одна — в приюте, другой — в мало чем отличающемся пансионате для мальчиков, личная жизнь возложена на алтарь в черно-белую клетку, оба меняют турнирные Париж и Москву, едва удостаивая города взглядом. И все же, сугубо в наркологическом смысле, главным идейным побратимом Хармон оказывается молодой гений-теннисист Хэл Инканденца с ампутированной чувственностью и несколько другим