Джорджо Армани — о гендерно нейтральной моде и красных дорожках

Harper's BazaarМода

Столп общества

В пандемию Джорджо Армани преподал всем урок достойного поведения перед лицом кризиса – и сегодня не боится смотреть в будущее широко открытыми глазами. О гендерно нейтральной моде, коммерциализации красных дорожек и приключениях итальянца в России мастер рассказал Анастасии Углик.

Джорджо Армани на презентации автобиографической книги Giorgio Armani, Москва, 2016

Этот номер для российского Bazaar особенный, поэтому и начать мы хотели бы с вопросов о нашей стране. Какими были ваши первые впечатления о России?

У меня с детства сложился романтический образ государства с древней историей, полной загадок и приключений. Наверное, за такую картину надо благодарить в первую очередь книги. Я обожаю читать, люблю классическую русскую литературу – Толстого, Достоевского. А еще всегда восхищался творчеством Кандинского: его картины воздушны и невесомы, в них есть уникальное ощущение пространства, которое меня завораживает. В весенне-летней коллекции 2000 года я попытался уловить и передать сказочную природу его работ. Не знаю, замечают ли покупатели эти отсылки к искусству – но я точно не хочу лишний раз говорить о них просто ради того, чтобы получить парочку положительных отзывов. Ну а недавно у меня появился гораздо менее высоколобый источник вдохновения, связанный с Россией, – сериал «Романовы». Я настоящий фанат – даже пригласил Кристину Хендрикс, которая сыграла одну из ролей, на показ коллекции осень-зима 2020/2021 в Милане (из-за пандемии шоу в итоге провели без зрителей. – Прим. HB).

Но и в настоящей, не киношной России вы бывали не раз. Есть даже прекрасные фотографии, сделанные на Красной площади в 2002 году.

О, я отлично помню ту поездку! Москва превзошла все мои ожидания. Она оказалась куда более величественной, чем я мог себе представить. Я с радостью превратился в обычного туриста и впитывал атмосферу города. Потом я возвращался сюда в 2009-м и 2016-м и каждый раз видел перемены – впрочем, не слишком принципиальные. Точно возрос интерес к моде и изменился стиль: со временем россияне начали ценить благородную сдержанность. Поэтому бутиками с одеждой и аксессуарами Armani я не ограничиваюсь и скоро открою апартаменты Armani / Casa Moscow Residences в нескольких шагах от Третьяковской галереи.

Сейчас много говорят о том, как изменился мир после пандемии. Расскажите, как на вас повлиял недавний локдаун: что было самым сложным и как вы справлялись?

Я бы не сказал, что для меня лично этот опыт оказался разрушительным. Я пережил не один кризис и много раз видел, как все возвращается на круги своя. Мне повезло – я не из круглосуточных тусовщиков и во время пандемии мой образ жизни практически не изменился. В основном я следовал своему нормальному распорядку дня: ранний подъем, зарядка, завтрак с газетой, письма, несколько важных звонков. Дальше легкий обед и иногда короткий сон. Потом я работал до шести, смотрел телевизор, ужинал, а после включал какой-нибудь фильм. Я старался как можно чаще общаться с друзьями и родственниками, пускай только по телефону. И обязательно выделял пару часов на то, чтобы подышать свежим воздухом в саду.

В самые тяжелые дни пандемии вы стали голосом разума для всей индустрии: выпустили открытое письмо, в котором призвали коллег сбавить обороты и вспомнить о моде, наполненной смыслом. Как вы думаете, есть ли шанс, что ваши слова будут услышаны и мы увидим большие перемены?

Я бы очень хотел верить в то, что недавние события изменят нас к лучшему, но обычно в таких ситуациях люди быстро возвращаются к старым привычкам. Наверное, это заложено в самой человеческой природе. Однако за последние полтора года я сделал несколько интересных открытий, которые, надеюсь, кое-чему нас всех научат. Скажем, уровень загрязнения воздуха в городах во время карантина заметно снизился – и мы должны помнить об этом, когда все ограничения снимут. А еще ковид заставил меня задуматься о том, что я хотел бы поменять в своей компании и в модной индустрии в целом. Например, я все еще уверен: настоящие показы на моделях очень важны. Но вот надо ли огромному количеству людей летать на край света для того, чтобы увидеть их вживую? Также я мечтаю, чтобы старт продаж коллекций был привязан к реальному старту сезона. Пора нам всем снова начать жить по законам природы. При этом главные fashion-постулаты остались для меня прежними: я верю в необходимость создавать одежду, которую могут носить реальные люди, в важность высокого качества, которое обеспечит вещам долгую жизнь – не только с чисто технической точки зрения, но и с позиций актуальности. Другими словами, в справедливости некоторых своих идей я только убедился, а некоторые поставил под вопрос.

Думаете, сейчас подходящий момент для титанических сдвигов? Не нужно ли дать индустрии время прийти в себя?

Нашему миру уже давно нужна была серьезная встряска. Еще до пандемии назревали большие проблемы: под угрозой оказалась окружающая среда, случился переизбыток продуктов низкого качества, большинство компаний перестали понимать, что их клиенты хотят получить на самом деле. Я уверен, что «быстрая мода» испортила саму систему функционирования нашей индустрии: она навязала покупателям необходимость постоянно приобретать все новые и новые вещи, чтобы оставаться в тренде. В итоге производится слишком много одежды, которую надевают буквально пару раз, а потом не знают, куда ее деть. Это ужасно! Нам давно нужно выработать стратегию, чтобы замедлить не только производство, но и потребление. Ну а дизайнерам надо научиться делать вещи, которые можно носить долго и с удовольствием. Пора вспомнить о старом добром принципе «Лучше меньше, да лучше!» Да и покупателям стоит подходить к шопингу более ответственно.

В последние 40 лет ваши наряды остаются самыми популярными на красных дорожках. Как изменились отношения между дизайнерами и знаменитостями за эти годы – и что вы думаете о селебрити-культуре в целом?

Радикально изменились. Было время, когда звезды выбирали те или иные вещи, потому что чувствовали: они с дизайнером на одной волне, и знали, что будут прекрасно выглядеть в его одежде. По крайней мере в моем случае это всегда так и происходило. Сейчас вокруг красных дорожек образовалась сложная коммерческая схема, в которую включены стилисты, менеджеры, бренды и прочая. И хотя я продолжаю поддерживать близкие отношения со знаменитостями, которых одеваю (многие из них за эти годы даже стали моими друзьями), не могу не отметить эту удручающую тенденцию. Это касается и селебрити-культуры в целом: она превратилась в объект потребления, из-за чего зачастую выглядит крайне неискренне. Но я оптимист и все еще верю в то, что отношения можно строить не только на выгоде.

Вы были одним из пионеров того, что сегодня называют гендерно нейтральной модой: достаточно вспомнить Джулию Робертс в оверсайз-костюме Giorgio Armani на «Золотом глобусе» в 1990 году. Вам нравится то, как дизайнеры разрушают гендерные роли сегодня, или кажется, что тренд зашел слишком далеко?

Я однозначно за любую игру с гендерными стереотипами – этот прием был моей визитной карточкой с самых первых коллекций. Я всегда считал, что хорошо скроенный костюм может стать базой любого гардероба, не важно – женского или мужского. Впрочем, сегодняшнее пристальное внимание к этой концепции меня немного смущает: непонятно, почему всем кажется, что она какая-то безумно новаторская. Проблема любых трендов в том, что они временны по своей природе, тогда как у стиля нет срока годности. Возможно, стирание гендерных границ выйдет из моды, когда маятник в очередной раз качнется в обратную сторону – но у нас в Armani оно уж точно всегда будет частью креативного процесса.

Вы редкий пример долголетия в моде. Как вам удается сохранять интерес к профессии на протяжении стольких лет?

По правде, у меня нет особого выбора. Я люблю свою работу – а если быть совсем честным, то я попросту нуждаюсь в ней. Мне нужно иметь возможности для творческого самовыражения, ежедневно приходить в свою студию и исследовать собственное воображение. Мои главные достоинства – бесконечное стремление раздвинуть границы и научиться чему-то новому. И, по-моему, мне с ними повезло!

Вы любите называть себя оптимистичным реалистом и часто говорите, что пессимист просто не может быть дизайнером. Почему?

По-настоящему творческий человек должен верить в возможности, думать, что самые амбициозные цели реальны и достижимы. Переживать неудачи, но все равно продолжать усердно работать можно лишь в том случае, если вы точно знаете: в конце концов все получится. Если это не оптимизм, то я не знаю, как еще это назвать. И давайте будем честными: только у оптимиста хватит энергии на то, чтобы постоянно выдавать новые идеи.

Первый номер нашего журнала вышел в середине 90-х. Скучаете по тому времени?

Скорее по чувству, которое возникло, когда я начал приближаться к пику дизайнерских способностей. Все 80-е я оттачивал свою эстетику и продвигал концепцию одежды, которая объединяет элегантность и комфорт. А в 90-х я сделал настоящий прорыв и наслаждался тем, куда ведет меня выбранный путь. Еще я скучаю по моде, которая не успела превратиться в бездушную индустрию с гигантскими рекламными бюджетами и дорогими контрактами со знаменитостями. Наверное, это была более простая эпоха, в которой дизайнеры могли говорить на языке самовыражения, и я горжусь тем, что сохранил этот подход в своем бренде.

Ну и напоследок не можем не поздравить вас с победой итальянской сборной по футболу на чемпионате Европы! Вы создали для команды официальную форму – то есть буквально приложили руку к этому успеху. Смотрели финал? И какие у вас вообще отношения с футболом?

На самом деле мой любимый вид спорта – баскетбол, я даже владею клубом Olimpia Milano с 2008 года. Еще я обожаю Олимпиаду и несколько раз придумывал форму для итальянской олимпийской и паралимпийской сборной. Но, конечно, победой нашей футбольной сборной на «Евро» тоже горжусь! Я смотрел матч в компании друзей – настоящих болельщиков и должен признаться: меня не на шутку увлекло происходящее на экране. Мне нравится думать, что созданные мною вещи подарили нашим парням уверенность и на поле, и вне его, а значит, помогли выиграть.

Фото: Peter Lindbergh (2); Mert Alas and Marcus Piggott (3); Szilveszter Makó (1)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вечность между нами Вечность между нами

Художник Чжан Хуань готовится к большому путешествию на другие планеты

Harper's Bazaar
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Морские звезды Морские звезды

Польза морских ингредиентов для красоты

Лиза
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Стройка на автомате Стройка на автомате

Передовые технологии сокращают сроки строительства и повышают безопасность

Ведомости
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Будет держаться Будет держаться

Советы для тех, кто отчаялся научиться делать укладку самостоятельно

Лиза
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка» Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка»

Артем Кошман рассказал о любви к Петербургу и отношении к азартным играм

Grazia
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Под напряжением! Под напряжением!

История нашей героини, которая выбрала «неженскую» профессию

Лиза
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует» Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Мы все равно из разных поколений, у нас все равно разная энергия

Коллекция. Караван историй
«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
«Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя «Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя

Почему экономных девушек критикуют, что провоцирует внимание к женским тратам

Forbes
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков

Как рекордный рост доходов позволил «Ливерпулю» больше вкладывать в трансферы

Forbes
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Открыть в приложении