Смысловые модернизации
Язык – это живой, постоянно меняющийся организм, и модный вокабуляр не исключение. Одни понятия настолько всеохватны и универсальны, что не выходят из словаря веками, другие обрастают новыми значениями и смыслами. Рассмотрим несколько интересных примеров.
Черное
«Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и что ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная», – Лев Толстой с предельной точностью (а кто бы сомневался!) сформулировал двойственность одного из главных атрибутов моды: и цвет, и его отсутствие, способность не перетягивать внимание на себя и представить человека в самом выгодном свете, отведя внимание от недостатков и подчеркнув достоинства. Может быть, именно поэтому на протяжении истории черный присваивали такие разные слои общества, как придворная аристократия, религиозные ордены, рокеры, байкеры и даже ведьмы: выделиться из толпы или затеряться в ней, окунуться в моду или подчеркнуть независимость от нее – с такими задачами черный справляется лучше всего цветового спектра.
Брючный костюм
Костюм-двойка и образ женщины, которая штурмует офисы и строит карьеру наравне с мужчиной, стал одним из доминирующих в моде 80-х годов: power suit, и такие фильмы, как «Деловая девушка», казалось бы, символизировали освобождение от стереотипов и феминистские идеалы – но это не единственный взгляд на тренд. Среди дизайнеров-экспериментаторов бытовало мнение, что акцентированная маскулинность образа женщины выглядит как минимум нелепо, а возможно, даже и пародийно, превращая ее в неудачную копию мужчины. Вероятно, именно поэтому брючный костюм, хотя почти не выходит из моды, уже не возвращается в качестве прямых цитат из 80-х: в 90-е дизайнеры альтернативной моды, как Рэй Кавакубо, вовсю экспериментировали с костюмами, придавая им невероятные пропорции, а в наше время женская двойка, заигрывая с чертами мужского костюма, все же делает это менее прямолинейно.