Ловкость рук
Заменит ли искусственный интеллект человеческий разум? В чем чудо производства материальных вещей? И можно ли с их помощью превращать реальность в сказку? Об этом и многом другом мы поговорили с людьми, которые в эпоху всеобщей диджитализации остаются верными традиции трудиться руками.
Татьяна Парфенова
Пожалуй, самый сказочный русский дизайнер, основательница модного дома Tatyana Parfionova
Как вы думаете, какова судьба таких непрактичных для жизни явлений, как кутюр или аксессуары, созданные руками?
Платья как произведения искусства мастеров долговечны и практичны в нетрадиционном смысле. В них нет повседневности, но всегда есть праздник или воспоминание о нем. Это летопись жизни и вдохновение для следующих поколений семьи. Наследство.
Почему для работ вы избрали именно сказочно-фантазийный вектор, а не какой-то более прикладной?
Сказочная манера показа скорее, а не сами коллекции. Вещи хорошо продаются и актуальны достаточно долго, иногда слишком. В этом можно убедиться, посмотрев архивы модного дома.
Что вы думаете о таком часто встречающемся сегодня в моде явлении, как применение в создании одежды традиционных ремесел?
Я не очень пользуюсь им и плохо их знаю. Но думаю, что ручной труд – это большая история традиций. Возможно, я его еще буду использовать. Не знаю. Непредсказуемы пути, по которым захочу пойти – иногда спонтанно.
Можете ли вы объяснить, в чем особенная радость создания чего-то материального, а не просто умозрительных идей?
Радость труда – это ли не пропаганда? Просто так надо, и это должно быть. Можно ли написать картину, думая только о замысле? Нет! Так и почти все, что служит или услаждает, надо сделать. Материализовать нужно даже космическую ракету.
Сейчас популярны разговоры о том, что ручной труд в ближайшие годы исчезнет. Что вы об этом думаете?
Я бы хотела дожить до того времени, когда мой интеллект нужен будет мне только для раздумий, мечтаний и праздности (хорошее слово – почти «праздник»). Я думаю, что это счастье. Представляю жизнь в раю: под прозрачной полусферой цветы, птицы, счастливые звери, искусственное орошение и оплодотворение розовой водой. И вечная радуга на небесах.
Надежда Васильева
Создательница костюмов для картин «Матильда», «Северный ветер», «Конек-горбунок», любимица артхаусных режиссеров от Ренаты Литвиновой до Рустама Хамдамова, бессменная художница большинства фильмов Алексея Балабанова, нашедшая тот самый легендарный свитер Данилы Багрова
Вы в одном интервью говорили, что не любите работать в продюсерском кино и отдаете предпочтение авторским фильмам. Почему сделали исключение для «Конька-горбунка»?
Авторские фильмы с решением по костюмам редко встречаются. Эксклюзив. Продюсерское кино, где нужно создать миры, тоже не каждый день попадается. Так что «Конек» – это сказка и для зрителей, и для создателей. Над костюмами думали долго. Как раз из-за продюсеров. Никак не могли прийти к однозначному решению. Одним мешала историчность – например, кокошники, другие хотели легкости восприятия, и тяжелые ткани с вышивкой давили им на мозг. Но в конце концов разум восторжествовал, и Билибин был провозглашен как наше все. Следующим этапом были поездки по городам и весям. Запасники музеев русской глубинки скрывают целые клады. Иваново со своим музеем ситца, Кострома с настоящими кокошниками, лубком и чудесным музеем художника Честнякова. Также фабрика Третьякова с лоскутами от IKEA. Ну и конечно же, этнографический русский Эрмитаж. Там тоже полно всяких ценностей-драгоценностей. Напитавшись настоящим, приступаешь к сказочному. Тут уже от вашей фантазии зависит. Я за эскизы. Водишь по бумаге рукой, и линия тебя выводит в неведомое.
Создавая костюмы для фильмов, вы обращаетесь за материалами в другие страны. Почему?
Индия, например, своим обилием красочного и сказочного дает возможность нам, лишенным вообще любого производства, работать на уровне. И тканей, и фурнитуры, и мастеров практически нет. Вышивка канителью вообще сохранилась только в монастырях, да и сама канитель тоже доступна только в Индии. Лен произрастал высокий раньше, ткань получалась как шелк, тем более что погода около Костромы и Вологды способствовала росту льна. Хлопок тоннами собирали в Ташкенте, и ситец ткали и ткали. А теперь его легче в Китае купить.
Что вообще думаете о русских сказках? Не кажется ли вам, например, что они незаслуженно обделены у нас вниманием, забыты? Часто ассоциируются у детей с чем-то страшным и непонятным?
Это от родителей идет. Во-первых, им некогда. Во-вторых, почему-то от бабушек принято сейчас открещиваться. Мол, они балуют. А у меня и моих детей все хорошее от бабушек и дедушек. И от сказок, которые они нам читали.
Что повлияло на выбор профессии?
Как-то я пришла после института на «Ленфильм» и увидела огромные зеркала в золотых рамах в коридоре костюмерных. Так и определилась.
Ваша цитата из одного интервью: «Создание образов – это сладостный сон, постепенно переходящий в реальный кошмар». Разверните, пожалуйста, мысль.
Сладостный сон – это мечта и погружение в нее. Радость обсуждения с режиссером, который тебя понимает. Горящие глаза ассистентов. Даже то же доставание материалов очень интересно. И пошив, и всякие изобретения типа компьютерных и разных новых технологий. И вот костюм готов. На съемочной площадке обнаруживается, что в пространстве, которое накануне нашли, мешают габариты костюма, его вес, а артист – аллергик (его же тоже накануне поменяли), и срочно нужно ободрать все перья и шерсть, кости в лифе врезаются в кости актрисы. К тому же в историческом платье она ходит и сидит, как в спортивном костюме, и руки из-за маленькой проймы ей не поднять, а она хочет ими вращать, как мельница. Вот и начинается ад.
Сейчас популярны разговоры о том, что ручной труд в ближайшие годы исчезнет и будет полностью заменен на искусственный интеллект. Что вы об этом думаете?
Создание эскизов от руки развивает мозги, детям же дают специально кубики складывать – развивать мелкую моторику. И как бы классно ты ни научился рисовать в фотошопе, как бы ни накладывал здоровски слои, само соединение мозгов, глаз и пальцев (еще и нажим на карандаш, и вода в баночке для разведения красок, и номер кисточки типа «белка» или «колонок», и шершавость бумаги) играет огромную роль. Разница есть даже в том, пером с тушью ты рисуешь или гелевой ручкой. Другая энергия, что ни говори.