Граница привязанности
Почему некоторые люди легко меняют друзей
Сегодня не совсем про детей, и даже не про семьи. Про всех нас. Но дети, на мой взгляд, сталкиваются с этим чаще и острей. Причем в императивном тоне: вот так надо, иди делай и не сомневайся. О чем речь?
О наших чувствах, об их остроте и продолжительности. Об уникальности и заменимости.
Ребенок долго мечтал о щенке. Долго и безуспешно просил его у родителей. Наконец подрос, получил нужные четверки и пятерки, страшными клятвами поклялся, что «будет все делать и за ним убирать», и вот — щенок подарен на Новый год. Ребенок счастлив, щенок очарователен, они сразу подружились, спят, едят, играют, растут вместе. Щенок очень подвижен, капризен, игрив и непослушен. Таким и вырастает; ребенок слишком мал, чтобы серьезно с ним заниматься, а взрослым недосуг, порода отнюдь не бойцовская, как-нибудь обойдется. Однажды на семейной прогулке, по дороге в парк, молодой пес срывается с поводка, выскакивает на дорогу и его сбивает машина. Прямо на этой же машине расстроенный глава семейства и взволнованный водитель везут его в ветлечебницу, но увы — пес умирает.
Ребенок, узнав о смерти собаки, впадает в истерику.
Родители тревожно переглядываются между собой и говорят:
— Конечно, Шарика жалко. Но ничего, не плачь. Мы тебе другого щенка купим, еще лучше. Ты же вот овчарку хотел? Купим в этот раз овчарку, будешь с ней заниматься, чтобы она лучше слушалась.
— Какая овчарка?!! — орет ребенок. — Я Шарика люблю!!!
— Ну что ж поделать… — отвечают ему. — Шарика больше нет, а жизнь идет дальше. Подумай, как ты будешь дрессировать овчарку.
Мальчик Кирилл выходит из школы смурной и несчастный. Бабушка, которая его забирает и провожает до дома, сразу замечает, что что-то не так. Наверное, тройку за контрольную получил. Думает о том, что родители слишком много значения придают оценкам и совсем ребенка своей требовательностью запугали. Ребенка жалко. Спрашивает ласково:
— Кирюшенька, что случилось?
— Ничего! — бурчит в ответ Кирилл.
Бабушка тревожится еще больше. Мальчик знает, что она никогда не ругает его за плохие оценки и всегда ей о них рассказывает. Иногда даже просит ее посредничества, чтобы сообщить об очередной неудаче родителям.
Что же случилось теперь?
В обед Кирюша вяло ковыряется в тарелке и даже его любимое желе на десерт особого энтузиазма не вызывает. Может быть, он заболел?
Бабушка щупает лоб внука, заглядывает в глаза, спрашивает, не было ли поноса, просит показать язык.
— Да отстань ты от меня! — в сердцах говорит Кирилл.
Бабушка замечает, что в глазах у мальчика блестят слезы. Кирилл — совершенно не плакса. Наоборот, он спокойный и уравновешенный.
— Кирюшенька, ну, расскажи мне! — просит бабушка. — Я же вижу, что ты сам не свой.