Вперед в будущее
Каким будет наше светлое завтра, зависит не только от нас самих, но и от пробивных людей с необычным взглядом на мир и свежими идеями. Перед вами 19 стартапов, которые изменят жизнь человечества уже в 2019 году.
Handshake
HeadHunter для студентов
Никто бы и не заметил, как в октябре прошлого года инвестиционные фонды вложили в рекрутинговый стартап Handshake $40 млн, если бы одним из вкладчиков не оказался Chan Zuckerberg Initiative, созданный главой Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марком Цукербергом и его супругой Присциллой Чан. Инвестиция в Handshake — стартап, который ищет работу студентам, — первая бизнес-сделка американо-китайского союза. Этот выбор неслучаен. Марк и Присцилла инвестировали в аналог HeadHunter, который объединяет университеты и колледжи, чьи выпускники ищут работу, — и компании, нуждающиеся в новых сотрудниках. За каждого трудоустроенного соискателя Handshake получает деньги от счастливого работодателя, а вузу начисляются рейтинговые баллы, повышающие его статус в системе. В проекте уже участвует 700 университетов, 300 компаний и 14 миллионов выпускников, а его стоимость составляет $275 млн. Возможно, перед нами модель, по которой в скором будущем будут работать рекрутинговые агентства во всем мире.
Zume Pizza
Экспресс-пицца
Business Insider в августе предрек крах пиццерийных империй. Согласно статистике, все больше американцев отказываются от услуг Domino’s и Pizza Hut в пользу закусочных возле дома. Это сыграло на руку стартапу Zume: в 2015 году компания роботизировала кухню (до такой степени, что человек понадобился лишь для раскатки теста), а потом разработала полностью автоматизированные фургоны-пекарни, которые готовят еду прямо на ходу. Первые крупные инвестиции проект получил в 2017‑м — $48 млн; одним из вкладчиков тогда выступила компания председателя совета директоров Mail.Ru Group Дмитрия Гришина Grishin Robotics. А в ноябре еще $375 млн в Zume вложил японский SoftBank. «Zume строит гибрид Uber и Starbucks, — объясняет Гришин. — Вам быстро доставят свежую пиццу, и она получится более здоровой, потому что в ней нет консервантов». В будущем проекты вроде Zume смогут биться не только с «Папой Джонсом», но и «полковником Сандерсом» и другими столпами фастфуда.
Олег Кивокурцев
Сооснователь компании Promobot
«Прежде такой скорости доставки не мог достичь никто, поскольку по закону в США нельзя ездить в кузове автомобиля. Стартап Zume разрешил эту проблему с помощью робототехники и оценивается теперь более чем в $2 млрд».
SenseTime
Система «Большой брат»
Весной 2016 года, после ужина в «Шоколаднице», Полина Анисимова, как и полагается, зашла в уборную. Она не подозревала, что в туалетах установлены скрытые камеры и это видео попадет на форум для извращенцев. Но через пару месяцев ей в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) написал незнакомец и прикрепил скриншот — там девушка беззаботно сидит в клозете. Найти ее в сети помогло приложение FindFace для распознавания лиц, разработанное московской компанией NtechLab. В перспективе эта система могла помочь спецслужбам с поиском преступников, но в России она cтала орудием виртуального буллинга. Аналогичный китайский стартап SenseTime пошел дальше — продал технологию местным производителям смартфонов. Теперь люди, снятые их камерами, автоматически попадают в общую базу данных. В прошлом году проект привлек $600 млн, в том числе и от Alibaba. Деньги пойдут на анализ видеопотока, поступающего от смартфонов со всей Поднебесной. Основатели обещают: SenseTime во что бы то ни стало сможет идентифицировать каждого китайца.
Momentus Space
Космический DHL
Михаил Кокорич мог бы стать восточноевропейским Илоном Маском, но жизнь в России внесла свои коррективы. Сначала его стартап Dauria стал первой частной компанией, получившей лицензию «Роскосмоса» на запуск спутников. Но в 2014‑м на страну обрушились санкции, и Кокорич, продав долю в бизнесе, уехал в США; тогда-то ФСБ завела на его стартап уголовное дело. Теперь бизнесмен живет в Калифорнии и занимается новым проектом Momentus — запуском бюджетных космических ракет. Его главное ноу-хау — двигатель, работающий на воде. «Это небольшая микроволновая печка размером с банку из-под кофе, — объясняет бизнесмен. — В ней водяной пар нагревается до температуры выше, чем на поверхности Солнца, а дальше перегретый газ выбрасывается из сопла и создает тягу». В ноябре в проект вложили $8,3 млн, но точную стоимость бизнеса Кокорич не раскрывает. Ожидая, когда мир заполонят космические туристы и компании по добыче ископаемых на астероидах, он готовит первый запуск ракеты Momentus в начале 2019‑го.
$62 млн стоит российская компания «Додо пицца»; несколько лет назад она первой попыталась доставлять пиццу дронами.
UiPath
Роботы — захватчики офисов
Если вы думаете, что Румыния подарила миру только цыган и графа Дракулу, — вы ошибаетесь. Уже в этом году бухарестский стартап UiPath может стать золотой жилой для компаний вроде British Petroleum или Apple и проклятьем для большей части трудоустроенного человечества. Его главная задача — автоматизировать рутинные офисные процессы. Вместо менеджера компьютер самостоятельно заполняет формы для выплаты гонораров, а умные системы видео-наблюдения сводят на нет работу профессиональных служб охраны. За последние два года стоимость UiPath увеличилась почти в 30 раз — до $3 млрд, и в проект вложился вездесущий Google, а точнее, его дочерняя компания — CapitalG. Дальнейшее развитие искусственного интеллекта сделает полчища виртуальных работников еще совершеннее и опаснее для каждого из тех, кто успел обзавестись привычкой получать зарплату. Машины не тратят время на обед, сон и просмотр порно в офисе.
Давид Ян
Основатель компании ABBYY
«Сегодня в мире почти миллиард людей трудится на предприятиях, и RPA (robotic process automation, «роботизация автоматических процессов». — Прим. GQ) заменит значительную часть работы этих сотрудников программными роботами».
Jump Bikes
Байкшеринг вместо каршеринга
Мир захватывают электровелосипеды. Если переходить к цифрам, то сейчас мировой рынок так называемых е‑байков растет примерно на $1 млрд в год и, согласно прогнозу консалтингового агентства Navigant Research, к 2025 году будет оцениваться в $24,4 млрд. Одновременно развиваются новые виды байкшеринга. Забудьте про станции с прокатными велосипедами вроде тех, что стали привычной частью летней Москвы, — они неудобны уже тем, что ради начала или окончания аренды нужно куда-то специально идти или ехать. Настоящий прорыв — прокатные велосипеды без станций, которые стоят на каждом углу. Бум такого байкшеринга менее чем за год привел к тому, что в одном только Шанхае число прокатных велосипедов выросло в три раза и достигло 1,5 млн штук. Китайский оператор байкшеринга Ofo уже оценивается более чем в $1 млрд и даже удостоился визита главы Apple Тима Кука. Jump Bikes — ставка, которую в этой игре сделал Uber. За $200 млн был куплен стартап, предоставляющий услуги аренды электровелосипедов. В планах компании позволить совмещать на маршруте разные виды транспорта: машину, е‑байк, катер, вертолет. Сейчас Jump тестируется в Сан-Франциско — городе, в котором когда-то началась история самой Uber.