Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца биться чаще

GQАвто

Ралли

Как в шелках

Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца путешественников биться чаще.

Текст: Геннадий Иозефавичус

Две с лишним тысячи лет назад первые караваны пошли из Сианя, через Гоби и Памир, в Центральную Азию и на берега Средиземного моря. Из Китая на запад везли шелк, бронзовые зеркала, украшения из камней; караваны возвращались назад с нефритом, кувшинами вина, сладостями и табунами коней. Так зарождался самый масштабный за всю историю человечества сухопутный торговый маршрут, Великий шелковый путь. Из Сианя караваны шли до Дуньхуана, самой западной заставы Великой Китайской стены; там путь раздваивался. Северный маршрут вел дальше через Турфанскую впадину и Памир в оазисы Центральной Азии, южный — в Индию и на Ближний Восток, а оттуда — в Средиземноморье.

Великий шелковый путь просуществовал почти двадцать веков; караваны остановила экономическая целесообразность: по морю доставлять товары стало дешевле и быстрее. Впрочем, идея Шелкового пути не забыта: от стены санкций на западной границе России путь лишь на Восток. Оказалось, великая история Великого пути прекрасно укладывается в современную политическую концепцию: большое прошлое — при отсутствии внятного настоящего — должно работать на грандиозное будущее.

И работает. Вот, к примеру, родилась в чьей‑то голове вполне светлая мысль использовать древние торговые маршруты для автомобильного рейда (шелковый — он же путь, в конце концов), и пошли новые караваны, получилось ралли «Шелковый путь», отмотавшее в этом году десять тысяч километров пути по бездорожью России, степям Казахстана и пескам Китая, от Москвы до Сианя.

На фоне гигантских барханов крохотным смотрится любой автомобиль, а уж MINI — так совсем крошкой.

Большой театр оперы и банкета

К «Шелковому пути» я присоединился в Китае, в городе Урумчи, в котором ралли остановилось, пройдя чуть больше половины пути (восемь из четырнадцати этапов), на день отдыха. В выходной никто никуда не спешил: экипажи отсыпались, механики занимались рутиной, фотографы бродили по рынку, забитому нефритовыми браслетами, изюмом и коврами. Там, на рынке Урумчи, я обнаружил указатель, направлявший к «Большому театру оперы и банкета» (именно так было написано в русском подстрочнике китайского названия), туристическому ресторану с музыкой и фольклорными танцами. А ведь гениальное название! В другом Большом, том, что в Москве, в эти дни «Нуреева» тоже меняли на банкет; ГАБТ шел вполне шелковым путем. Так, глядишь, на китайский манер скоро и фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с инстаграмом нам отменят, и начнутся повсеместно сплошные опера с банкетом! Впрочем, не только мы следуем за Китаем, но и Китай за нами: два самых популярных иностранца в Поднебесной — Владимир Путин и певец Витас; тому, что я живьем видел обоих, завидовали абсолютно все.

Чужие жены

Все этапы ралли-рейда состоят из двух типов участков: из дорожных связок (их еще называют льезонами) и специальных участков. По первым (это, собственно, дороги общего назначения) спортсменам надо ехать, подчиняясь ПДД, по вторым (это лютое бездорожье) участники мчатся на максимальной скорости, время прохождения по ним и идет в зачет. При этом по бездорожью спецучастков необходимо следовать определенным образом; по маршруту разбросаны контрольные точки, на которых экипажам надо отмечаться. Не отметился — получай штрафные минуты. Штраф, кстати, можно получить и не будучи спортсменом: за журналистскими экипажами, автобусами с персоналом, техничками команд, в общем, за всеми машинами каравана следит спутниковая система, которая отмечает все водительские огрехи, а за злостные нарушения правил — за превышение скорости, к примеру, — требует крови, то есть денег; деньги идут на совершенствование самой же системы слежения.

Журналистская Toyota, на которой я утром выехал в пустыню, на девятый этап гонки, представляет собой машину, полностью подготовленную к ралли: со сварным внутренним каркасом, сиденьями, похожими на детские, с навигационными системами, дублирующими друг друга, с запасным баком и встроенным насосом. Да и водитель, с которым я прошел несколько этапов, был не то чтобы новичком: Константин Мещеряков увешан раллийными наградами, что новогодняя елка игрушками, он обладатель Кубка мира по автоспорту, чемпион России, участник гонки «Париж–Дакар» и прочая, и прочая, в том числе призер самого первого «Шелкового пути», случившегося восемь лет назад.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
История «Т» История «Т»

У Эльвиры Т вышло уже 17 синглов. И будут еще

Maxim
Звезды, которые не худеют к лету Звезды, которые не худеют к лету

Эти звезды ни капли не переживают по поводу цифр на весах

Лиза
Гонка за дилером Гонка за дилером

Компания из Поволжья вошла в тройку крупнейших продавцов автомобилей в России

Forbes
На лице написано На лице написано

Алгоритмы распознавания лиц понемногу превращаются во всевидящее око

Популярная механика
Пояс здоровья Пояс здоровья

Болит поясница? Ищите причину в ногах

Yoga Journal
Дэйв Мастейн Дэйв Мастейн

Король треш-метала вспоминает, как в детстве зарабатывал на пластинки

Maxim
Лик коммунизма Лик коммунизма

Кто стоит за убийством родственников лидера КНДР Ким Чен Ына

Esquire
Баста Баста

У Василия Вакуленко множество образов, но именно рэпер Баста собрал полный зал

GQ
Крутотень Крутотень

Яна Кошкина сыграла около пятидесяти ролей в кино и сериалах

Maxim
Kia cee'd – Ford Focus Kia cee'd – Ford Focus

Эти двое давно уже не возглавляют рейтинги продаж

АвтоМир
Мы наш, мы новый мир построим Мы наш, мы новый мир построим

Как развивается крупнейшая империя коммерческой недвижимости в России

Forbes
Октябрьские мальчики Октябрьские мальчики

Что стоит за страхами родителей – призыв сына на срочную службу

Psychologies
Как научиться говорить нет Как научиться говорить нет

В жизни каждого человека есть ситуации, в которых сложно сказать «нет»

Домашний Очаг
Можно моложе Можно моложе

Что такое контурная пластика и как она работает

Домашний Очаг
Молодость навсегда Молодость навсегда

Fiat 500 – это не просто автомобиль, а культурное явление

АвтоМир
Николай Костер-Вальдау. Негодяй поневоле Николай Костер-Вальдау. Негодяй поневоле

После третьего сезона "Игры престолов" у него появилась целая армия поклонников

Караван историй
Костюм решает все Костюм решает все

Лишь на первый взгляд кажется, что облик власти до крайности консервативен

The Rake
Случай человека Случай человека

Рак или не рак, вот в чем вопрос

Русский репортер
Фредерик Бегбедер Фредерик Бегбедер

Правила жизни автора «99 франков» Фредерика Бегбедера

Esquire
Intel Inside Intel Inside

Крупнейший производитель процессоров готовит атаку на автономное вождение

Quattroruote
Антон Корбейн Антон Корбейн

Правила жизни фотографа Антона Корбейна

Esquire
Алексей Учитель Алексей Учитель

MAXIM вызвал художника, чтобы выяснить: он без царя в голове или же с царем?

Maxim
Выйти из декрета Выйти из декрета

Ребенок уже подрос, а мысль о возвращении в ряды работающих мам все равно пугает

Домашний Очаг
Я в домике Я в домике

Мария Захарова впервые дает интервью глянцевому журналу

Tatler
Юбер Живанши: Аристократ от-кутюр Юбер Живанши: Аристократ от-кутюр

В дверь постучали: "Месье, к вам мисс Хепберн"

Караван историй
Байанай знает Байанай знает

Откуда в людях берутся жестокость и доброта

Русский репортер
Орел или решка? Орел или решка?

Что будет, если все решения принимать, подкидывая монетку

Cosmopolitan
От Любови до ненависти От Любови до ненависти

Как реагировать на хейтеров?

Cosmopolitan
«Зачем искусственному интеллекту уметь думать?» «Зачем искусственному интеллекту уметь думать?»

Интервью с Михаилом Биленко, «Яндекс»

РБК
Открыть в приложении