Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца биться чаще

GQАвто

Ралли

Как в шелках

Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца путешественников биться чаще.

Текст: Геннадий Иозефавичус

Две с лишним тысячи лет назад первые караваны пошли из Сианя, через Гоби и Памир, в Центральную Азию и на берега Средиземного моря. Из Китая на запад везли шелк, бронзовые зеркала, украшения из камней; караваны возвращались назад с нефритом, кувшинами вина, сладостями и табунами коней. Так зарождался самый масштабный за всю историю человечества сухопутный торговый маршрут, Великий шелковый путь. Из Сианя караваны шли до Дуньхуана, самой западной заставы Великой Китайской стены; там путь раздваивался. Северный маршрут вел дальше через Турфанскую впадину и Памир в оазисы Центральной Азии, южный — в Индию и на Ближний Восток, а оттуда — в Средиземноморье.

Великий шелковый путь просуществовал почти двадцать веков; караваны остановила экономическая целесообразность: по морю доставлять товары стало дешевле и быстрее. Впрочем, идея Шелкового пути не забыта: от стены санкций на западной границе России путь лишь на Восток. Оказалось, великая история Великого пути прекрасно укладывается в современную политическую концепцию: большое прошлое — при отсутствии внятного настоящего — должно работать на грандиозное будущее.

И работает. Вот, к примеру, родилась в чьей‑то голове вполне светлая мысль использовать древние торговые маршруты для автомобильного рейда (шелковый — он же путь, в конце концов), и пошли новые караваны, получилось ралли «Шелковый путь», отмотавшее в этом году десять тысяч километров пути по бездорожью России, степям Казахстана и пескам Китая, от Москвы до Сианя.

На фоне гигантских барханов крохотным смотрится любой автомобиль, а уж MINI — так совсем крошкой.

Большой театр оперы и банкета

К «Шелковому пути» я присоединился в Китае, в городе Урумчи, в котором ралли остановилось, пройдя чуть больше половины пути (восемь из четырнадцати этапов), на день отдыха. В выходной никто никуда не спешил: экипажи отсыпались, механики занимались рутиной, фотографы бродили по рынку, забитому нефритовыми браслетами, изюмом и коврами. Там, на рынке Урумчи, я обнаружил указатель, направлявший к «Большому театру оперы и банкета» (именно так было написано в русском подстрочнике китайского названия), туристическому ресторану с музыкой и фольклорными танцами. А ведь гениальное название! В другом Большом, том, что в Москве, в эти дни «Нуреева» тоже меняли на банкет; ГАБТ шел вполне шелковым путем. Так, глядишь, на китайский манер скоро и фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с инстаграмом нам отменят, и начнутся повсеместно сплошные опера с банкетом! Впрочем, не только мы следуем за Китаем, но и Китай за нами: два самых популярных иностранца в Поднебесной — Владимир Путин и певец Витас; тому, что я живьем видел обоих, завидовали абсолютно все.

Чужие жены

Все этапы ралли-рейда состоят из двух типов участков: из дорожных связок (их еще называют льезонами) и специальных участков. По первым (это, собственно, дороги общего назначения) спортсменам надо ехать, подчиняясь ПДД, по вторым (это лютое бездорожье) участники мчатся на максимальной скорости, время прохождения по ним и идет в зачет. При этом по бездорожью спецучастков необходимо следовать определенным образом; по маршруту разбросаны контрольные точки, на которых экипажам надо отмечаться. Не отметился — получай штрафные минуты. Штраф, кстати, можно получить и не будучи спортсменом: за журналистскими экипажами, автобусами с персоналом, техничками команд, в общем, за всеми машинами каравана следит спутниковая система, которая отмечает все водительские огрехи, а за злостные нарушения правил — за превышение скорости, к примеру, — требует крови, то есть денег; деньги идут на совершенствование самой же системы слежения.

Журналистская Toyota, на которой я утром выехал в пустыню, на девятый этап гонки, представляет собой машину, полностью подготовленную к ралли: со сварным внутренним каркасом, сиденьями, похожими на детские, с навигационными системами, дублирующими друг друга, с запасным баком и встроенным насосом. Да и водитель, с которым я прошел несколько этапов, был не то чтобы новичком: Константин Мещеряков увешан раллийными наградами, что новогодняя елка игрушками, он обладатель Кубка мира по автоспорту, чемпион России, участник гонки «Париж–Дакар» и прочая, и прочая, в том числе призер самого первого «Шелкового пути», случившегося восемь лет назад.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Бег с препятствиями Бег с препятствиями

Райан Гослинг о новом фильме и старой жизни

Glamour
Сильный Пол Сильный Пол

Пол Смит о том, как оставаться счастливым и независимым

Esquire
Дело в пояснице: 4 шага к здоровью Дело в пояснице: 4 шага к здоровью

Боль в пояснице – весьма распространенная неприятность. Чаще всего решение этой проблемы откладывают на потом: «у всех болит», «ничего страшного», «потерплю, само пройдет». Знакомо? Специалист по китайской медицине Анна Владимирова предлагает простой и понятный план действий, который позволит избавиться от боли и повысить качество жизни.

Psychologies
Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго

– Вы гангстеры? – Нет. Мы русские

Esquire
Ford GT Ford GT

Это купе стало гипертехнологичным, и теперь нет никаких пределов его амбициям

Quattroruote
Случай человека Случай человека

Рак или не рак, вот в чем вопрос

Русский репортер
В корне верно В корне верно

Егор Корешков о ролях и женской мудрости

Cosmopolitan
Франкфурт-2017 Франкфурт-2017

Основная масса новинок Франкфуртского автосалона – электромобили и кроссоверы

АвтоМир
Алексей Лебедев: Трое в одной лодке Алексей Лебедев: Трое в одной лодке

Все у нас переплелось

Караван историй
Гордон Хотон: Самоубийство и лимонный сорбет Гордон Хотон: Самоубийство и лимонный сорбет

Отрывок из дилогии Гордона Хотона «Подмастерье. Порученец»

СНОБ
Квартал желаний Квартал желаний

Архитектор Эрик Оуэн Мосс — упрямый оптимист, перфекционист и мечтатель

AD
Бесконечная победоносная война Бесконечная победоносная война

Российская военная компания в Сирии преследовала две важнейшие цели

СНОБ
Пояс здоровья Пояс здоровья

Болит поясница? Ищите причину в ногах

Yoga Journal
Фредерик Бегбедер Фредерик Бегбедер

Правила жизни автора «99 франков» Фредерика Бегбедера

Esquire
День учителя День учителя

Алексей Учитель о фото с Натальей Поклонской и о страхе встретить Милонова

Esquire
Мы наш, мы новый мир построим Мы наш, мы новый мир построим

Как развивается крупнейшая империя коммерческой недвижимости в России

Forbes
Голуби с клювом ястреба Голуби с клювом ястреба

Повадки, прошлое и будущее главного хищника планеты

Русский репортер
Лето звездный Лето звездный

Джаред Лето признается в любви к русским женщинам и выбирает свой аромат

Vogue
Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси

Резня, случившаяся в 1217 году в Рязанском княжестве

Maxim
Кра­со­та решения Кра­со­та решения

Вадим Мошкович — про миллионы, которые он тратит на школу для одаренных детей

Tatler
История «Т» История «Т»

У Эльвиры Т вышло уже 17 синглов. И будут еще

Maxim
Гонка за дилером Гонка за дилером

Компания из Поволжья вошла в тройку крупнейших продавцов автомобилей в России

Forbes
Раздел собственности Раздел собственности

Как устроен каршеринг в России

Quattroruote
Третья жизнь СТС Третья жизнь СТС

Что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев и биржи

РБК
Правила жизни Сергея Бодрова младшего Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Esquire
28 секретов счастливых пар 28 секретов счастливых пар

Некоторые вещи они делают немного иначе

Домашний Очаг
Вера в себя Вера в себя

Вера Брежнева о сильных мужчинах и благотворительности

Cosmopolitan
Toyota Prius Toyota Prius

Prius интересен широкой аудитории. Однако для многих новый непозволительно дорог

АвтоМир
Первый день оставшейся жизни Первый день оставшейся жизни

Каждый миг может стать последним. Как прожить его со смыслом

Psychologies
Открыть в приложении