Байки и скрепы
Апокалипсис в Китае, партизанская война в США, революция в Германии и Россия на пороге неизвестности — так сегодня можно описать мир велосипедистов и самокатов. Двухколесная техника из детских игрушек превратилась в один из главных двигателей прогресса и готовится изменить наш мир.
Фантасты заставили человечество поверить в то, что будущее за летающими машинами, но пока мечтатели смотрели в небо, оказалось, что истинный транспорт XXI века гораздо более приземлен. Начало нового тысячелетия стало временем транспортной революции, основанной на идее микромобильности — тотального распространения велосипедов и самокатов.
Избавленные от неповоротливости автомобильных концернов «двухколесные стартапы» первыми впитали главные тренды современного мира — повсеместную электрификацию, борьбу за экологию и спрос на шеринг, — после чего начали наступление по всем фронтам.
Мегаполисы наводнили сервисы проката велосипедов, логика которых была проста: если человека на каждом углу будет ждать доступный для аренды через приложение велосипед, это облегчит ему передвижение по городу.
Конечно, речь не о поездках в аэропорт или торговый центр на окраине, а о так называемом последнем километре — необходимости доехать от дома до метро или от офиса до ресторана. Велосипед преподносился как спасение от пробок, потери времени и загрязнения окружающей среды. И это звучало логично, тем более что города, построенные задолго до изобретения машин, явно не справлялись с постоянно растущим автомобильным трафиком.
Настоящий бум начался в 2014 году, когда в Китае появились стартапы Mobike и Ofo, предложившие возможность начинать и заканчивать аренду велосипеда не на специальных станциях, а в любой точке города. Уже через три года в этой индустрии вращались миллиарды долларов, а в головах внезапно озолотившихся стартаперов — мысли о мировом господстве.
К 2017 году Ofo — изначально проект студентов Пекинского университета — привлек более $2,2 миллиарда и нарастил свой велопарк до 10 миллионов байков. «Я чувствую огромную энергию в вашем стремлении сделать движение в городах более зеленым, эффективным и веселым», — говорил после поездки на велосипеде Ofo глава Apple Тим Кук, а эксперты гадали, запустит ли «фруктовая компания» свой байкшеринг. Но энергии хватило ненадолго.
Сегодня Ofo — это миллионы разочарованных абонентов и закрытые офисы по всему миру. Еще недавно процветавший бизнес байкшеринга оказался финансовой пирамидой масштабов МММ.
По разным оценкам, в империи Сергея Мавроди было от 5 до 20 миллионов вкладчиков, в виртуальной очереди пользователей Ofo на данный момент 13 миллионов человек, каждому из которых компания должна вернуть депозит, равный $14, и такой суммы у оператора нет, как нет и $10 миллионов, которые с него требуют производители велосипедов.
«Сейчас совершенно очевидно, что велопрокат — это глупейший бизнес, в который попробовали войти умнейшие мозги Китая», — сказал в интервью Reuters владелец разорившейся байкшеринговой компании 3Vbike Ву Шэньхуа, и с ним готовы согласиться многие.
Велоимперии работали на хайпе: пока число абонентов росло в геометрической прогрессии, правительство давало экологичному велотранспорту льготы, а инвесторы исправно несли свои деньги, система функционировала. Но дальше случился коллапс: конкуренция и война тарифов привели к тому, что цена аренды упала ниже рентабельности, а улицы оказались буквально заваленными велосипедами разных сервисов (на пике транспортной революции в Китае одновременно работало 77 компаний).
Чтобы не утонуть в разноцветных байках, как жадный раджа в золоте, мегаполисы были вынуждены ввести жесткие ограничения и отправить тысячи велосипедов на специальные свалки, где транспорт будущего гниет до сих пор.
«Расчет был на то, что операторы сначала наводнят миллионники, а потом пойдут по городам второй очереди, но те, увидев, что даже Шанхай не справляется с байкшерингами, просто не пустили их. Пирамида держалась на росте и, когда он остановился, рухнула», — подытоживает сооснователь компании BearBike, а также бренд-менеджер Forward Игорь Губарев.