Как не возненавидеть выставки современного искусства

GQКультура

Арт-подготовка

Как ходить на выставки современного искусства, не чувствуя при этом справедливого гнева, рассказывает корреспондент «Коммерсанта» в Париже Алексей Тарханов.

Иллюстрация: Mitt Roshin

0:00 /
304.105

Только не надо «а зачем туда ходить» и «мой сын лучше нарисует». Посмотрите на открытие Венецианской биеннале и «Арт Базеля», парижской FIAC и лондонской Frieze. Что мы видим на этих красивых картинках? Очереди. Толпы страждущих. Что‑то я не видел ничего подобного на самой что ни на есть развсемирной выставке «Химические удобрения».

Почему народ ломится на эти вернисажи, как на каннскую красную дорожку? Потому что они все обмануты мировой художественной закулисой? Или потому, что научились получать от этого удовольствие?

Говорят, что понять современное искусство сложнее, чем традиционное — ну, то, где портрет, натюрморт и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ничего подобного! Как раз старых мастеров вы замучаетесь понимать, потонете в литературе, наслушаетесь комментариев, что, мол, «Джоконда» так долго всем нравилась, что теперь она сама может выбирать, кому нравиться, а кому нет.

Современное искусство придумано именно для вас. Оно, как застенчивый до нахальства подросток, очень хочет вам понравиться. Ну и, как подросток, перебарщивает. Бывает странным, бывает смешным. Но если вы полагаете, что это заговор кураторов и художников, которые хотят, чтобы вы наелись мыла и сказали: «Ах как вкусно!» — вы ошибаетесь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Убить вождя Убить вождя

Покушение на Ленина полно вопросов

Дилетант
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опознанные объекты Опознанные объекты

Esquire рассказывает историю тоталитарной секты Heaven’s Gate

Esquire
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны

С чего на самом деле надо начинать заботу о своем здоровье

СНОБ
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Ольга Зуева: «Теперь любой может быть звездой, а значит, никто» Ольга Зуева: «Теперь любой может быть звездой, а значит, никто»

Ольга Зуева о фильме «На районе» и Даниле Козловском

СНОБ
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
В команде с врагом В команде с врагом

Как работать с теми, кого вы недолюбливаете

kiozk originals
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Открыть в приложении