Клуб GQ / Деньги
Илья Кретов
Генеральный директор eBay в России – о будущем электронной коммерции.
Как выстроить маркетинговую стратегию
Любой предприниматель должен быть хорошим маркетологом. От маркетинга не уйти, потому что в конечном счете за продукт голосует клиент, и голосует он деньгами. Не может быть хорошего маркетинга без хорошего продукта, и не может быть продукта без маркетинга.
Как правильно позиционировать продукт
Неправильное позиционирование — большая проблема, поэтому разработчиков часто стараются объединить с теми, кто понимает, как устроен бизнес. Когда Google создал подразделение Google X, туда ушли гениальные инженеры, в том числе Сергей Брин. В какой-то момент Google решил, что к разработчикам надо добавить маркетологов, которые бы изначально понимали, кто будет пользоваться их продуктами. Google Glass — хороший пример того, как не должно быть: крутая технология, сделанная без четкого понимания, кому она нужна.
Как продавать себя
Буквально на выходных я смотрел выступление Виктора Зинчука. Он виртуозно играет на гитаре — я слушал и восхищался. При этом шоу было никакое. Не было ни нормального видеоряда, ни переходов от композиции к композиции. Так же в бизнесе: в России есть команды, которые делают классные проекты, однако они не умеют себя подать. Научиться этому несложно. Любой человек — это продукт, к нему применимы те же принципы продажи, что и к Google, eBay, Snickers и другим брендам. На интервью я всегда прошу в течение одной минуты рассказать, какие профессиональные качества человек продает. Лишь один из пяти кандидатов делает это нормально.
Как нанимать сотрудников
Я ищу в первую очередь не сотрудников, а бизнес-партнеров. Мысленно стараюсь поставить кандидата на разные позиции внутри компании. Представляю: если бы я с этим человеком запускал бизнес, стал бы я тратить с ним свои деньги?
У меня есть четыре критерия. Первый — лидерство: насколько человек готов брать ответственность и вести за собой других. Это качество необходимо, даже если я ищу сотрудника на сугубо аналитическую роль. Второй — креативность: заезженное слово, под которым я понимаю гибкость ума и способность искать новые решения. Третий — аналитические способности. На каждом интервью даю кандидатам простые задачки на среднее арифметическое из школьного курса. В бизнесе, особенно в электронной коммерции, ситуация очень быстро меняется. Важно, насколько быстро человек может обрабатывать информацию. Четвертый — я всегда интересуюсь, чем человек занимается помимо работы, кто он в жизни. Я хочу, чтобы рядом со мной были интересные личности, а не просто