Главный режиссер Росгосцирка Юрий Квятковский: Успех современных цирковых постановок кроется в подаче
Новым главным режиссером Росгосцирка станет человек из мира театра — ученик Дмитрия Брусникина и один из основателей независимой творческой группы Le Cirque de Sharles La Tannes Юрий Квятковский. «Сноб» поговорил с режиссером о его планах на новой должности, традиционализме в цирке и требованиях запретить представления с животными.
Ваше назначение вызвало неоднозначную реакцию. Вас все-таки знают прежде всего как театрального режиссера. Как получилось так, что вам предложили работать в Росгосцирке?
В Росгосцирк пришла молодая команда со свежим подходом. Прежде всего это Лиза Гамбург — человек из мира кино, знающий, что такое производство. Еще до моего назначения мы придумали программу, защитили ее. Понятно, что Росгосцирк — место не простое, но команда меня вдохновляет.
С какими еще проблемами, помимо частой смены руководства, сталкивается цирковая индустрия в России сегодня?
Росгосцирк — это не вся цирковая индустрия страны, а отдельная организация. Цирк на Цветном бульваре или на проспекте Вернадского к ней не относятся. Есть другие прокатчики, и у них свои программы. Сейчас Росгосцирк с ними конкурировать не может, несмотря на то что у него есть и артисты, и производственная база, и более 30 площадок по всей России. На мой взгляд, проблема в том, что всеми этими инструментами необходимо научиться пользоваться. Они должны превращаться в спектакли, в конкурентоспособные программы. Но сейчас лучшие креативные силы — режиссеры, художники — уходят в проекты «на стороне». Там другие зарплаты и сам процесс организован привлекательнее.
Общая проблема для всех — отсутствие института цирковой критики. Как в театре устроено: если спектакль выходит и про него не пишут критики, его как будто и не было. О цирке писать некому. Только одна потрясающая Ирина Селезнева на весь российский цирк. И соответственно, нет изданий, где можно было бы о нем почитать. Мне это кажется очень странным. Конечно, нужны люди, которые анализируют, что происходит в цирковом мире, пишут о программах, разбирают режиссуру. О себе очень полезно читать. Сейчас цирковая аудитория читает о проектах только рекламные буклеты.