Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему
Пятый фильм Мартина Макдоны «Банши Инишерина» в 2023 году получил девять номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и лучшие мужские и женские роли обоих планов. Чем не повод пересмотреть все его картины? Тем более их пока всего пять.
Его называют главным драматургом современности, королем мрачного абсурдизма и прямым последователем Сэмюэла Беккета. Все эти лавры британец с ирландскими корнями Мартин Макдона собрал еще до того, как пришел в кино. Но стоило ему сесть в режиссерское кресло и начать переносить свои острые как бритва и сбивающие с ног, как ирландский виски, тексты на экран — все поняли, что талантливый человек талантлив во всем. Макдона снимает нечасто (по фильму в пять лет), но каждый раз его картины становятся событиями. Пока «Банши Инишерина» продолжает собирать всевозможные награды (в коллекции уже два приза Венецианского фестиваля, три «Золотых глобуса», более сотни профильных Гран-при и девять номинаций на «Оскар»), мы расставим все фильмы Макдоны от худшего к лучшему.
Спойлер: «худшим», конечно, ни один из его фильмов назвать язык не повернется.
5«Шестизарядный» / Six Shooters, 2004
Макдона начал писать пьесы еще в 1996 году. А вот попробовать себя в мире кинематографа решился лишь в 2004-м, и сразу выстрелом в голову. Короткометражный фильм «Шестизарядный» принес ирландцу «Оскар» с первой же попытки, что неудивительно: награды всегда любили Макдону — в конце концов, ни один из его пяти фильмов и ни одна из девяти пьес не остались без восторгов публики.
У мистера Донелли (в его роли — любимый актер режиссера Брендан Глисон) утром скончалась жена. Теперь он едет в поезде домой, полностью погруженный в тяжелые думы, которые прерывает сидящий напротив подросток. У пацана не просто не закрывается рот — из него постоянно вылетают отборные ругательства и оскорбления в адрес других пассажиров. Неравнодушный Донелли волей-неволей докапывается до истинных причин агрессии своего неуравновешенного попутчика. Полученные в ходе беседы ответы в разы сильнее заставляют героя засомневаться в существовании Бога, особенно в день, когда умер самый близкий ему человек.
«Шестизарядный» интересен тем, что, помимо очевидных макдоновских приемов (черный юмор, обилие мата, трехэтажные сценарные конструкции), режиссер поставил фирменный художественный капкан, впоследствии ставший куда более изящным и болезненным. Речь об умении Мартина Макдоны ставить до абсурда смешное и отрезвляюще серьезное в такой близости, что создается волнительный эмоциональный контрапункт, выбивающий из седла. Например, в пьесе «Однорукий из Спокэна» веселая сцена с участием сундука, набитого отрубленными руками, резко переключается на ломающий четвертую стену тревожный монолог о стрельбе в школах. Так и здесь: неподдельная скорбь из-за утраты близкого сталкивается с несерьезными байками парня про взорвавшуюся от воздуха корову.