Главной причиной выцветания картины Мунка «Крик» оказалась влажность
Знаменитое полотно Эдварда Мунка «Крик» постепенно обесцвечивается — желтые и оранжевые краски на нем бледнеют, становясь бежевыми. Долгое время считалось, что главная причина выцветания —дневной свет, поэтому сотрудники Музея Мунка хранили картину в полной темноте, не допуская к ней посетителей. Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science Advances,показало, что обесцвечивание картины в основном происходит под действием высокой влажности. А вот умеренные дозы солнечного света, по мнению авторов, для картины не опасны, поэтому постоянно держать ее в темноте не обязательно.
Существует четыре версии картины «Крик» (The Scream), выполненные в разных техниках — речь пойдет о варианте который был написан маслом в 1910 году, и в настоящее время хранится в Музее Мунка в Осло. Как и многие другие картины Мунка, эта картина подвержена выцветанию (обесцвечиванию ярких красящих пигментов). В 2004 году картина была украдена из музея и вернулась в руки специалистов только в 2006 году. Два года хранения в неоптимальных условиях, а также небольшие повреждения и последующая реставрация ускорили процессы деградации красок, и сейчас центральная фигура, а также некоторые участки неба и озера на картине заметно побледнели.
Больше всего выцветанию подвержены оранжевые и желтые участки картины, которые выполнены красками на основе сульфида кадмия CdS с примесью сульфида цинка ZnS. Процесс обесцвечивания начинается с окисления сульфида кадмия CdS до соответствующего сульфата CdSO4. Сульфат кадмия в дальнейшем захватывает воду из воздуха, образуя кристаллогидрат, а также может вступать в реакции обмена с углекислым газом и щавелевой кислотой, превращаясь в другие соли кадмия — карбонат CdСO3 и оксалат CdС2O4. Все эти соли бесцветны, поэтому ярко-оранжевый пигмент постепенно бледнеет, становясь бежевым или бледно-коричневым. Окисление сульфида кадмия проходит под действием кислорода и воды из воздуха, ранее также считалось, что для него необходим солнечный свет. Поэтому, чтобы защитить «Крик» от дальнейшего выцветания, сотрудники Музея Мунка хранили картину в полной темноте — в последние несколько лет ее практически не показывали посетителям.