Ранние всходы
В эпоху блогеров-миллионеров и юных звезд, покоряющих подмостки, едва успев (а то и нет) выйти из пубертата, сложно не занервничать, если твоя собственная карьерная вершина где‑то там за облаками. Журналистка Кейт Ливер объясняет, почему нам всем нужно срочно расслабиться.
В три года Альма Дойчер впервые взяла в руки скрипку, в шесть написала свою первую сонату для фортепиано, в семь — первую оперу. Сейчас Альме одиннадцать, и в декабре у нее премьера в Венской опере. А что я сделала для человечества? Где, блин, моя соната?
Мне без пяти минут двадцать девять, и я переживаю, что не достигла ничего особенного. Не написала к девятнадцати годам благосклонно принятую критиками пьесу, как Полли Стенэм. Не заключила договор на три книги вперед с издательством к двадцати пяти, как Эмма Клайн. Не запустила собственный сериал к двадцати шести — привет, Лина Данэм. Я люблю свою работу, но все равно не могу отделаться от чувства разочарования из‑за того, что мой звездный час до сих пор не настал.
И я не одинока. В наше быстрое время с его глобальными задачами от комплекса неполноценности страдает целое поколение. Нам стыдно, что мы не Альмы. Наша самооценка неразрывно связана с профессиональными достижениями. Мы живем в мире, где работа должна приносить не только деньги, но и моральное удовлетворение, где в дело надо вкладывать не только силы, но и эмоции. Мы хотим получить именно такую работу — причем быстро, желательно со скоростью вай‑фай. Увы, это совершенно нереалистично и поэтому выматывает и деморализует.
Вот пара показательных историй. Энни, 28 лет, работает копирайтером, но всегда мечтала быть певицей. «В двадцать с небольшим я похоронила свои амбиции, потому что думала, что достигла какого‑то возрастного лимита для успешной музыкальной карьеры», — говорит она. Энни решила, что не стоит даже пытаться — ведь самая коммерчески успешная певица планеты Тейлор Свифт моложе нее. Все это, конечно, смешно, но представляет собой яркий пример комплекса неполноценности, о котором мы говорим. «В этом году я наконец перестала сама на себя давить и выпустила свой первый сингл — ощущения невероятные». Удивительно — Энни едва не отказалась от мечты только потому, что воспринимала успех однобоко и сама себе установила жесткие рамки.