Гладиаторские бои. Как с честью выйти из публичного конфликта
Каждый, кто занимается бизнесом в эпоху соцсетей, может проснуться героем общественного скандала
Минувшая неделя оказалась богата на скандалы, и некоторые — даже с «историческим» оттенком. Сначала развитие получили инцидент с отменой концерта Егора Крида в Дагестане и перепалка Хабиба Нурмагомедова с Тимати. А затем и вовсе в несвойственной для него манере выступил директор Росгвардии Виктор Золотов, вызвав оппозиционера Алексея Навального на дуэль — «на ринг, на татами, куда угодно». Поводом послужило видео Алексея Навального, которое «порочило честь и достоинство» главы Росгвардии. В политических кругах ходят слухи, что Навальный серьезно увлекался боксом. С этой точки зрения, Виктору Золотову стоило бы выпустить обращение на день раньше — в неофициальный День боксера в России, 10 сентября, — или в Международный день бокса, 22 июля. Кроме того, если Виктор Золотов, как и его руководитель, увлекался дзюдо или другим неударным единоборством, то данное противостояние становится интересным и со спортивной точки зрения: вечное противостояние борца и ударника. Уверены, многие мировые и российские СМИ захотели бы осветить этот матч.
Но что делать, если про вас появилось разоблачающее видео, а вы не Виктор Золотов? Или вас вызвали на дуэль, но вы не Алексей Навальный? Мы советуем следовать принципу основателя дзюдо Дзигаро Кано, который любил повторять старую японскую поговорку: «Мягкость одолеет силу и зло».
Легче предотвратить, чем потушить
Адекватность — синоним безопасности. Если вы предприниматель, то всегда следует тщательно относиться к выбору клиентов. Если человек при первой встрече с вами хвастается связями в госструктурах и возможностями решить любой вопрос не в рамках правового поля или взахлеб рассказывает о личных достижениях, не упоминая заслуг команды, партнеров, подрядчиков, то возникает вопрос его адекватности и целесообразности сотрудничества. В ряде случаев мы вынуждены были отказывать клиентам и не заключать с ними контракты, понимая, что работа с ними помимо денег принесет огромные риски.
Конфиденциальность — превыше всего. Этот важный принцип не раз спасал репутацию самых разных компаний: заказчиков, подрядчиков, работодателей — неважно. Просто вы подписываете «пункт о неразглашении» с клиентом или сотрудником, который запрещает вам и ему переводить детали работы в публичное поле. За несоблюдение пункта — серьезные пени и штрафы. Конечно, до суда чаще всего дело так и не доходит, а сам пункт играет роль «сдерживающего фактора». Впрочем, у такой меры есть и серьезные недостатки. Например, в случае, если вы оформили «конфиденциальность» с клиентом и сделали для него суперуспешный