«Гитлер и Сталин похожи на персонажей компьютерной игры»: как будет устроена опера-буфф «Рабочий и Колхозница»
У театрального режиссера Павла Каплевича в «Зарядье» скоро будет премьера: опера-буфф «Рабочий и колхозница» с участием Сергея Мазаева, солиста группы «Моральный кодекс», в роли Сталина. Forbes Life встретился с автором проекта, чтобы обсудить неожиданный выбор темы и площадки, а также идеологическую составляющую проекта
В этом проекте вы выступили как продюсер и автор идеи, потому первый вопрос: с чего все началось?
Идея родилась очень давно. Памятник «Рабочему и колхознице» я люблю с детства: они мне как родственники. Помню, я даже придумывал им имена: Иван и Анна, Вера, Раб и Кол. Я считаю, что им все сегодня уделяют недостаточно внимания и тем самым их несправедливо обидели. Ровно так считала и сама Вера Мухина. Что ни говори, а «Рабочий и колхозница» — это одна из самых серьезных монументальных скульптур в России, если не брать в расчет «Родину-мать». Это точно самая важная скульптура в Москве — по крайней мере, по моим личным ощущениям.
Спустя годы моих размышлений о важности этого памятника на Довлатовском фестивале в Пушкинских горах я услышал стихи Михаила Чевеги. Я тогда только начинал заниматься продюсированием и постановкой опер и буквально подкрался к Чевеге. Мы познакомились: я рассказал, чем занимаюсь, предложил сотрудничать. Миша отказался не просто талантливым поэтом, но и блестящим драматургом. На сегодняшний момент мы сделали с ним уже три проекта: помимо «Рабочего и колхозницы» он писал либретто для «Кармен» и «Птицы Феликс» о Феликсе Юсупове. Сейчас мы вместе работаем над проектом о Екатерине Великой и Петре Первом. Думаю, мы сошлись на почве общего интереса к брендам и супербрендам.
Вы сразу понимали, на какой из площадок удастся реализовать этот проект?
Нет-нет, «Зарядья» тогда даже в мыслях не было. Конечно, мы уже тогда понимали, что наш проект придется показывать в очень серьезном месте, которое было бы связано с этим супербрендом. Мы думали о ВДНХ, прежде всего потому, что проект был готов как раз к юбилею выставки — как будто бы «ложка пришлась к обеду». Хочу отметить, что в «Зарядье» будет исключительно московская премьера: до этого мы с моим большим другом Юлией Морозовой, которая выступает сопродюсером оперы «Рабочий и колхозница», представили наш спектакль в рамках ПМЭФ-2019 — в бывших заводских цехах с 6-метровыми потолками. Логистика в этом пространстве была очень сложной: к примеру, оркестру нельзя было сидеть перед певцами, им приходилось играть