История «Клиники Фомина»
Как гинеколог из Твери открыл сеть больниц по России с выручкой 1,9 млрд руб. в год
В кабинете Дмитрия Фомина на полстены висит абстрактная картина художницы Анны Лёвшиной. Разобрать, что конкретно нарисовано на полотне, сложно. Очевидно, что-то связанное с медициной. «Что только здесь не видят: и хромосомы, и ядра, и пронуклеусы, и даже волосатые подмышки», — рассказывает Фомин.
Под картиной — рамка с тремя снимками УЗИ эмбриона в разные периоды. Можно подумать, что это ребенок Фомина (может, пристрастие у него такое). Оказывается, нет: предприниматель-врач так хранит память о первой беременности после ЭКО, которая случилась в его тверской клинике в 2014 году, причем в день его рождения — 17 июня. Тогда к нему в кабинет зашел один из сотрудников клиники со словами: «Дмитрий Валерьевич, у меня для вас подарок», — и вручил положительный тест на беременность. Через восемь месяцев родилась девочка. Мать с ребенком Фомин встречал из роддома лично и подарил ей сертификат в детскую поликлинику.
В 2021 году предприниматель рассказывал эту историю на двухлетии «Клиники Фомина» в Москве. К его удивлению, день первого снимка УЗИ совпал с днем, когда открывали московскую клинику — 24 июня. «Такая магия чисел», — смеется Фомин.
Начинал он с небольшой амбулаторной клиники в 100 кв. м в Твери в 2011 году. Сегодня его медцентры представлены в 10 городах России и суммарно генерируют больше 1,9 млрд руб. выручки в год. Как ему это удалось — в истории Inc.
«Клиника Фомина» в цифрах
- 50 млн руб. — вложения в запуск одной модельной клиники
- 1,39 млрд руб. — привлеченные инвестиции
- 17 клиник — по России
- 1,1 тыс. человек — работают в сети клиник
- 380 тыс. пациентов — обслужила сеть клиник
- 1,9 млрд руб. — выручка в 2021 году
- 200 млн руб. — прибыль в 2021 году
- 3,5 млрд руб. — прогнозируемая выручка в 2022 году
Предпринимательство «Из рук в руки»
Дмитрий Фомин вырос в семье врачей. Его отец — гинеколог, а мать — невропатолог. Фомин-младший пошел по стопам отца и в 2009 году окончил кафедру «Акушерства и гинекологии» в Тверском ГМУ1. Еще в студенческие годы он вместе с другом детства увлекся предпринимательством. Друзья, например, продавали в Твери обувь, привезенную с Черкизовского рынка. Этот бизнес они запустили на 10 тыс. руб. стипендии.
1Тверской государственный медицинский университет.
Товар развозили по точкам на старой «четверке». В будни машина простаивала — партнеры решили из этого тоже извлечь выгоду и разместили объявление об аренде в газете «Из рук в руки». За день Фомину позвонило 170 человек. После этого он понял, что нашел «золотую жилу» и занялся сдачей автомобилей в аренду.
Автомобиль приносил 350 руб. в день. Партнеры раздумывали, как бы обзавестись небольшим парком, чтобы ускорить рост этого «бизнеса». Денег на новые авто у них, конечно, не было. Как-то раз Фомин ехал в маршрутном такси и увидел рекламу Балтийского банка: «„Балтийский экспресс“ — кредит для тех, у кого есть счет в „Балтийском“». Он остановил маршрутку и пошел прямиком в банк за кредитом. Стипендия ему приходила как раз на карточку Балтийского банка. Фомин заполнил анкету, и через 40 минут ему одобрили кредит на 20 тыс. руб. под 60% годовых. Но автомобиль стоил 40 тыс. руб. Тогда Фомин позвонил другу — тот приехал и прошел ту же процедуру. Так партнеры нашли деньги на второй автомобиль.
Со следующими автомобилями вышло не менее удивительно. Фомин был старостой группы и предложил одногруппникам такую идею: «Берете кредит на 20 тыс. руб. Я вам сразу отдаю 3 тыс. руб. и плачу за вас кредит». Ему доверилось шесть человек, и партнеры благополучно купили еще несколько автомобилей. «Мы всё потом уплатили. Ни на день не задержали», — уверяет Фомин.
Шаг за шагом парк вырос до 25 автомобилей. Предприниматели решили пойти дальше и на деньги, заработанные с аренды, купили службу такси «Бумер» по объявлению в газете «Из рук в руки». Парк Фомина и его друга позволял обслужить большое количество заказов, поэтому этот бизнес тоже рос. Следующим логичным шагом стала покупка экспресс-автосервиса, который обслуживал автомобили парка. По словам Фомина, к 2011 году его «автомобильный мини-холдинг» приносил 500 тыс. руб. прибыли в месяц.
Мечта за 16 млн руб.
Параллельно с автобизнесом Фомин вместе с отцом работал акушером-гинекологом в Тверском областном перинатальном центре. Как объясняет предприниматель, ему это нравилось, но зарплата врача была несопоставима с тем, что приносил его бизнес.
В один день к нему зашел отец и сказал: «В Твери открылась новая частная клиника. Я туда устроился». Фомин понял, что хотел бы как-нибудь пригласить отца работать в свою клинику. «У меня была мечта соединить два любимых дела — медицину и бизнес», — делится Фомин.
Через два месяца он открыл газету «Из руки в руки» и наткнулся на объявление о продаже частной клиники, специализирующейся на женском здоровье. Фомин сразу созвонился с собственником Денисом Пучковым и встретился с ним на следующий день. Тот хотел продать клинику за 16 млн руб., но у Фомина было только 2 млн руб. накоплений, которые он не горел желанием тратить. В процессе разговора выяснилось, что Пучков уже долгое время пытается увеличить пациентопоток своей клиники, но у него не выходит, поэтому остается либо продать бизнес, либо найти партнера. Фомин зацепился за последнее и предложил свое условие: он берет клинику в свои руки, выводит ее в прибыль и получает за это опцион на долю 50% в компании. Альтернатив у Пучкова не было, и он согласился.
«Я уже понимал, что такое бизнес, и неоднократно начинал путь с ничего. Страхов у меня не было», — объясняет Фомин.
Предприниматель сразу подключился к делу и начал изучать документы. Открыв список сотрудников клиники, он увидел на первой строке имя и фамилию отца. Мечта Фомина сбылась, но, как это обычно бывает, не так, как он себе это представлял.
Бизнес на бренде отца
Клиника Пучкова называлась «Ваш доктор». Фомин посчитал название непонятным для тверичей и предложил свой вариант — «Клиника доктора Фомина». «Это никак не связано со мной. Мой отец — известный в профессиональном сообществе Твери врач-гинеколог. Я решил использовать это как маркетинговый инструмент», — объясняет предприниматель. Пучков был не против: партнеры сошлись на том, что новое название поможет клинике заручиться доверием профессионального сообщества и привлечь новых врачей.
Фомин к тому моменту уже разбирался в региональном маркетинге (благодаря автобизнесу) и продвинул клинику по проверенным каналам — настроил контекстную рекламу в «Яндекс Директе» и купил рекламные блоки на телевидении у компании «Видео Интернешнл». Телевизионную рекламу предприниматель скупал пакетами — для клиники и для сервиса такси, из-за чего получал внушительный дисконт от партнера. «Это стоило примерно полмиллиона в месяц. У нас было по 30 выходов в день на разных каналах. Тогда телевидение еще работало, и за полгода о „Клинике доктора Фомина“ узнал каждый житель Твери», — объясняет Фомин.
Удачный нейминг и реклама дали моментальный результат. 1 декабря 2011 года «Клиника доктора Фомина» приняла первого пациента, а к концу 2012 года в нее обратилось около 1 тыс. человек, число врачей выросло до 40. По словам Фомина, на пике ежемесячная выручка клиники доходила до 5,5 млн руб. в месяц, а прибыль — до 1,5 млн руб.
Фомин продолжал работать гинекологом уже в своей клинике. Долгое время он направлял пациентов на ЭКО в Москву и Санкт-Петербург, а потом понял — пора открывать полноценный медицинский центр в Твери. В России вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) в то время были не так развиты, как в Европе, поэтому предприниматель отправился изучать клиники в Германии и Швейцарии — смотреть, как в них выстроены процессы и на каком оборудовании работают врачи. Вернувшись, Фомин взялся реализовывать свою идею.