Ровно век назад смерть Густава Климта стала символом конца эпохи модерна

GEOИстория

Украденная красота

Ровно век назад смерть Густава Климта в год падения габсбургской монархии стала символом конца эпохи модерна. Внешне биография самого известного австрийского художника не богата событиями. Но судьба его картин драматичнее любого романа

Текст: Сергей Панков

0:00 /
1175.635
Скандальная афиша Густава Климта к первой выставке нового художественного объединения «Сецессион», организованной в 1898 году. Тезей по требованию цензуры прикрыт стволом дерева

Третьего марта 1943 года в венском Институте охраны памятников готовят к эвакуации партию картин. Две из них, под инвентарными номерами 110 и 111, реставратор Эмерих Бергтольд распоряжается вынуть из рам и свернуть в рулоны. Они слишком велики, чтобы поместиться в грузовик: почти четыре с половиной на три метра каждая. Гигантские обломки разрушенного мира. Теперь уже им угрожает гибель. Хотя полвека назад они сами казались угрозой.

Когда в 1894-м Густав Климт получает заказ на три панно для потолка нового актового зала Венского университета, он уже известный художник. Но еще не тот Климт, каким его знают сейчас.

В семнадцать лет он выполнил эскизы к шествию в честь юбилея императорской свадьбы. В двадцать один год расписал стены виллы императрицы в пригороде Вены. В двадцать шесть украсил фресками фронтон и плафоны парадной лестницы Бургтеатра. В двадцать восемь — завершил роспись сводов большой лестницы Музея истории искусств.

Признание критиков. «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Государственная премия. Членство в престижном Доме художников. Номинация на звание профессора исторической живописи в Академии искусств.

К 32 годам он зарекомендовал себя как продолжатель академической традиции главного венского декоратора Ганса Макарта с его помпезными композициями на античные сюжеты. Идеальная кандидатура на роль автора ремейка «Аллегории четырех факультетов», написанной для старого здания университета итальянцем Гульельми больше века назад. У чиновников министерства просвещения и членов ученого совета нет сомнений, что он не хуже предшественника изобразит Философию, Медицину и даже Юриспруденцию.

Через шесть лет еще не законченная «Философия» выставлена для ознакомления. Заказчики в шоке. Перед ними — не триумф света над тьмой, а иллюстрация бессилия науки. В центре — белая, как посмертная маска, голова сфинкса. Закутанная в вуаль Философия — у нижнего края. Как женщина, выглянувшая из окна, она скучающим взглядом провожает уплывающую в космос вереницу тел, символизирующих жизненный путь.

Возможно, все дело в затяжной депрессии художника, вызванной смертью отца и младшего брата. Или в разрыве с бывшим компаньоном Францем фон Мачем, который должен был, как всегда, работать над заказом вместе с ним. Откуда этот новый Климт?

С Эмилией Флёге Климта связывают не только родственные узы. Сестра жены его рано умершего брата почти 30 лет останется для художника другом и «второй половиной». Их отношениям не мешают ни его многочисленные романы, ни 14 внебрачных детей. Она занимается дизайном одежды, разделяет увлечение Климта восточным искусством. Он пишет ее портреты и адресует ей около 400 писем. Привлекает звезд венского модерна к оформлению ее салона мод. Пишет знаменитые пейзажи на озере Аттерзее в Верхней Австрии, где они бывают вместе почти каждое лето. В 1910 году они позируют вдвоем на вилле Олеандер. Климт — в «фирменном» синем балахоне. Эмилия — в своем «реформационном» платье, которое послужит образцом для современной женской одежды свободного кроя

Ответ надо искать в Париже. В том же 1900 году панно Климта получает там золотую медаль на Всемирной выставке. Ее герои — новый век и новое искусство: ар нуво.

«Новое» — самый точный эпитет. Зародившись в Англии как «модерн», это искусство быстро преодолевает границы стран и жанров, меняя названия на «югендстиль» или «либерти». Рисунки Бёрдслея в лондонском альманахе «Йеллоу бук», дома Орта в Брюсселе, скульптуры Родена в Париже, ювелирные украшения Тиффани в Нью-Йорке, мебель Бугатти в Милане... Одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать их отличие от всего, что было раньше. И родственную связь друг с другом. Плавные линии, асимметрия, орнаментальность. Сознательный поиск новых форм. Стремление превратить в искусство все вокруг — от занавеса до вешалки. Если стиль — человек, то Климт как будто создан для этого стиля.

Он вырос в семье, где не проводили четкой границы между высоким и прикладным искусством. Готовился стать гравером по золоту, как отец. Но уже в 14 лет проявил такой талант рисовальщика, что получил государственную стипендию на обучение — и шанс выбраться из бедного венского предместья Баумгартен. В отличие от многих художников его уровня у Климта за плечами не классическая Академия художеств, а первая на континенте Художественно-промышленная школа, созданная по образцу передовых английских училищ дизайна. Здесь готовят профессионалов широкого профиля. Помимо графики, живописи и истории искусства преподают технику декорирования, мозаики, фрески. Упор на практику. Еще студентом Климт начинает выполнять заказы в школьной студии. А вскоре организует вместе с братом и сокурсником первый «стартап» — «Компанию художников».

Таким тружеником он предстает и через двадцать лет на групповой фотографии другого художественного «стартапа». В широкой рабочей блузе, с кисточкой в руке он похож не на богемного франта, а на богемского крестьянина, каким и был его прадед по отцовской линии. Трудно поверить, что он — президент объединения, которое даст имя самому утонченному венскому варианту модерна. График Мозер, архитектор Хоффман и другие «бунтари», отделившиеся в 1897 году вместе с Климтом от консервативного «Дома художников», называют себя «Сецессион» («Отколовшиеся»). Их символ — одноименный выставочный павильон в центре столицы, похожий на египетский храм из массивных белых кубов с ажурным золотым куполом. Их цель — привить Вене вкус к современному искусству. Госзаказ на картины для университета — возможность привлечь внимание к новому направлению. Через год после первой работы Климт выставляет в здании «Сецессиона» вторую.

«Факультетские» картины, казавшиеся современникам плоскими, были созданы с расчетом на взгляд снизу вверх. Когда в 2005 году их черно-белые репродукции заняли положенное место на потолке актового зала Венского университета, 19-метровая высота раскрыла их объем. Нагромождения наверху отдалились вглубь, а фигуры у нижнего края выступили на передний план. Как это раскрашенное изображение греческой богини здоровья — Гигиеи (внизу)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Найдется минутка? Найдется минутка?

Как придать верный ритм своей жизни?

Psychologies
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Родные берега Родные берега

Дом Ремо Руффини — царство муз на берегу озера Комо

Vogue
Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами

Мужчина решил порадовать Лену сюрпризом, но что-то пошло не так

Cosmopolitan
Разные гвозди Джона Бисби Разные гвозди Джона Бисби

Уверенной рукой художник сплетает самые разнообразные гвозди

Популярная механика
Все побежали – и я побежал Все побежали – и я побежал

Популярность марафонов и разных экстремальных самоистязаний уверенно растет

Playboy
В гостях у сказки В гостях у сказки

Путешествие в Швецию и Финляндию

Лиза
Свобода снова Свобода снова

Мэрил Стрип и Том Хэнкс снялись в фильме Стивена Спилберга «Секретное досье»

L’Officiel
Мелкая дрожь Мелкая дрожь

Что и почему пугает подростка, а что – трехлетку?

Добрые советы
4 упражнения, чтобы вновь поверить в себя 4 упражнения, чтобы вновь поверить в себя

Вера в свои силы — первый шаг к успеху. Чувствуете, что вам ее не хватает? Начните практиковать эти простые упражнения, пришедшие из разных культур — гавайской, африканской, мексиканской и американской.

Psychologies
Везение в особо крупных размерах Везение в особо крупных размерах

Четыре истории о том, как обыкновенных людям несказанно повезло

Maxim
Пар ушел в список Пар ушел в список

Доклад — это не только список фамилий, но и повествовательная часть

СНОБ
Больше не могу! Больше не могу!

Что такое родительское выгорание?

Домашний Очаг
Мальчик Апрель и резные листья Мальчик Апрель и резные листья

Насколько по-разному родители могут видеть сильные и слабые стороны ребенка

СНОБ
Азиатская мечта России Азиатская мечта России

Ирина Хакамада ищет Россию между Европой и Азией

GQ
Учение не для всех Учение не для всех

«Циркуляр о кухаркиных детях»

Дилетант
В садик не пойду! В садик не пойду!

Отвечаем на важные родительские вопросы про детский сад

Домашний Очаг
Не лечи Не лечи

Интервью с певицей Луной

Numéro
Порошок, гель или таблетки? Порошок, гель или таблетки?

У каждого стирального средства есть как плюсы, так и минусы

Лиза
Чипокалипсис сегодня Чипокалипсис сегодня

Компьютерное «железо» принесло тревожный сюрприз

Огонёк
Адриана Имж: Как распознать психопата Адриана Имж: Как распознать психопата

Когда стоит заподозрить, что близкие переживают острое психическое расстройство

СНОБ
Разгрузочные дни: вред или польза? Разгрузочные дни: вред или польза?

Вы плохо спите, быстро устаете, ощущаете тяжесть в животе, на лице появились микровоспаления... Возможно, в последнее время вы налегали на не самую полезную пищу или злоупотребляли алкоголем, а значит, настало время для разгрузочного дня. Но не навредит ли он еще больше?

Psychologies
Шпион, который себя любил Шпион, который себя любил

Знакомься с Эдди Чапменом – двойным агентом Второй мировой

Maxim
Как дожить до ста лет бодрым и здоровым? Как дожить до ста лет бодрым и здоровым?

У меня есть фильм о секрете вечной молодости. Он так и называется. Герои фильма, как можно догадаться, — ученые и люди в возрасте около ста лет. Хирургу Федору Углову в момент съемок было 104 года. И меня совершенно искренне интересовало, в чем же секрет. Мне удалось найти только один общий критерий. Он был у всех, вне зависимости от пола, характера, известности и профессии. Каждый столетний оказался оптимистом.

Psychologies
Ледовый творец Ледовый творец

Этери Тутберидзе и ее чемпионки

Vogue
Миротворец, превративший трон в катапульту Миротворец, превративший трон в катапульту

Усилия царя по спасению отечества и не предотвратили социальный взрыв

Дилетант
Навстречу солнцу Навстречу солнцу

В феврале особенно сильно хочется убежать туда, где тепло и светло

Добрые советы
К Хабенский К Хабенский

Константин Хабенский – герой февральской обложки

Esquire
Все о сексе во время беременности Все о сексе во время беременности

Существует немало мифов о сексе во время беременности

Домашний Очаг
Открыть в приложении