Природа и технологии — два кита, на которых стоит крошечная Эстония

GEOПутешествия

Таллин: дигитальная столица

Природа и технологии — два кита, на которых стоит крошечная Эстония, страна, которую не каждый с ходу покажет на карте. А третий, самый молодой кит — современная эстонская кухня

Текст: Анна Австрийская

Башня Таллинской ратуши и силуэт современного Таллина, вид со смотровой площадки в районе Тоомпеа (Вышгород)

Передо мной крем-брюле с меренгой из копченого бекона. Тарелка дымится, а ее содержимое больше напоминает арт-объект, чем что-то съестное. За окнами улица Виру — шумная, дорогая, бестолковая. Одни путеводители назовут ее главной артерией Старого города, другие посоветуют обходить стороной.

И то и другое справедливо: цены в магазинах здесь завышены, сувенирный хлам однотипен, а к толпе туристов примешаны ресторанные зазывалы — приходится лавировать, пробивая дорогу к еще более шумной Ратушной площади. Но там хотя бы есть на что посмотреть, а тут одни магазины да рестораны. Правда, миновать улицу Виру сложно: как ни ходи параллельными переулками, все одно когда-нибудь на ней окажешься.

Таллин расположился на берегу Финского залива Балтийского моря. Таллинский аэропорт находится в черте города, на берегу озера Юлемисте — главного городского резервуара питьевой воды, и позиционирует себя как самый уютный аэропорт в мире

Перед рестораном Cru нет зазывал, нет и завлекающей вывески. Зато на двери написано: «Лучшие повара работают здесь». Попадаешь внутрь и удивляешься двум вещам. Это, во-первых, тишина. Броуновское движение улицы Виру можно наблюдать из окон, но громкость ее будто убавили до минимума. А во-вторых, надпись на двери, кажется, не маркетинговая обманка. Стена на входе в ресторан увешана по-скандинавски стильными портретами поваров и их наградами, для Эстонии весьма весомыми: номинации «Повар года», победы в Baltic Culinary Star Cup и Silverspoon, неоднократное участие в мировом финале Bocuse d´Or, который считают кулинарной Олимпиадой.

В интерьере Cru, входящего в тoп-50 эстонских ресторанов, чувствуется что-то сдержанное, северное — и в то же время едва приметный французский шарм. Изящные, будто в кружеве, стулья, тарелки с цветочной лепниной — и скандинавский минимализм: белые стены с просвечивающей кое-где каменной кладкой здания XV века, лаконичные сервизы на полках, пара картин. Ни намека на Средневековье — им в Таллине и без того торгуют на каждом шагу.

Вид со смотровой площадки Вышгорода на башни Старого города, шпиль церкви Святого Олафа (когда-то самого высокого здания в мире) и морской порт

Луис выбрал на десерт хлебное мороженое с вишней и ореховым кремом. Луис — разработчик программного обеспечения, он родился в солнечной испанской Севилье, но последние пять лет трудился в Берлине.

Его знают в таллинских кругах веб-разработчиков — из-за весьма личного текста под заголовком «Как Эстония изменила мою жизнь». В стране, которая по размерам чуть больше Московской области, очень легко прославиться среди своих. Луис только сегодня прилетел в Таллин, и это была его идея попробовать современную эстонскую кухню, поэтому мы и выбрали ресторан Cru.

Шеф-повар Cru Дмитрий Халюков — одна из наиболее ярких фигур гастрономической Эстонии. Его имя на слуху, хотя здесь, в отличие от мировых кулинарных столиц, имя шефа идет лишь позади названия ресторана, а иногда его и вовсе не знают. Ресторанная культура в Эстонии только-только разгоняется, но уже есть серьезные сдвиги, и в этом немалая заслуга Дмитрия.

Блошиный рынок в хипстерском районе Теллискиви. Здесь, на территории бывшего Электротехнического завода имени Калинина, расположены самые модные кафе и дизайнерские магазины Таллина

Эстонский повар Дмитрий Халюков — уже одна эта фраза многое расскажет о стране. Эстонец с типично русским именем и фамилией здесь если не каждый второй, то точно один из десяти. Страна, на протяжении всей своей истории переживавшая одно за другим завоевания — датчане, немцы, шведы, русские, — восстановила свою независимость относительно недавно, в 1991 году. Правда уже в 2004-м присоединилась к Европейскому союзу и стала терять едва приобретенную индивидуальность.

Так, к 2011 году Эстония лишилась своей национальной валюты — кроны. Да и мировой кризис 2008 года заметно пошатнул еще не окрепшее государство: позакрывались производства, резко взлетел уровень безработицы, люди стали уезжать на поиски лучшей жизни.

Вот в этот-то период в Эстонии стал происходить поначалу не очень явный, но важный сдвиг национального сознания в сторону идеологии самообеспечения: маленькая нация, много веков тратившая все усилия на сохранение в череде завоеваний своей самобытности, взяла и уверенными шагами устремилась в светлое будущее.

Старый город вечером. В средневековом ресторане Olde Hansa нет электрического освещения, на трех этажах повсюду только свечи. Туристы особенно любят заглядывать в здешний средневековый туалет
Летом в Olde Hansa открыта терраса, играет живая музыка, а официантки разносят в кувшинах пиво — медовое, на травах или с корицей

Один знакомый инвестор из Кремниевой долины рассказал анекдот: венчурные капиталисты собрали новый фонд на десять миллиардов долларов и стали думать, в какие стартапы это инвестировать. Вложились в Эстонию.

Шутки шутками, но так вышло, что, получив самостоятельность, Эстония стала своеобразным стартапом: государство создавалось практически с нуля, без опыта управления и с минимумом инвестиций. Проведя столько времени под боком то у одних, то у других, эстонцы вдруг получили в свои руки территорию, пусть и очень маленькую, но которой все-таки нужно было как-то управлять. Тогда, в 1991-м, для страны все началось с чистого листа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!» «Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!»

Певицы арт-группы «SOPRANO Турецкого» легко могли бы покорять модные подиумы

Playboy
Опасные связи Опасные связи

Токсичными бывают отходы, вещества… и люди

Cosmopolitan
Она не боится Она не боится

«Идеальная женщина – это я. Ольга Бузова»

Playboy
Это уже слишком! Это уже слишком!

Где, по мнению мужчин, проходит грань между сексуальностью и пошлостью?

Cosmopolitan
Иллюзия выбора Иллюзия выбора

Если не «Гранта», то кто?

Автопилот
Царство бесчеловечности Царство бесчеловечности

О причинах возникновения и способах лечения бесчеловечности

СНОБ
Охота на Лисовую Охота на Лисовую

Мария Лисовая олицетворяет красоту землян в блокбастере «Вратарь Галактики»

Maxim
Сами с ушами Сами с ушами

Рассказываем вам о впечатлениях от Disneyland

Добрые советы
Комсомольский Комсомолец Комсомольский Комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
«Если бы мы жили на острове, мы были бы счастливы» «Если бы мы жили на острове, мы были бы счастливы»

Агния Дитковските и Алексей Чадов — о своих отношениях и общем сыне Фёдоре

OK!
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
В восьмом ряду? В восьмом ряду?

Пятизвездочный Grand Hotel Kempinski Riga

L’Officiel
Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит» Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит»

Как миллиардер Сергей Галицкий создавал «Магнит»

Forbes
Обнять и плакать Обнять и плакать

Ксения Собчак о мужском эго, которое мешает ей стать президентом

GQ
Не житье, а масленица! Не житье, а масленица!

Где отметить праздник весело и вкусно?

Лиза
Триумф воли Триумф воли

Полина Киценко о том, как сделать ребенка героем спорта

Tatler
Станислав Сажин Станислав Сажин

Станислав Сажин – генеральный директор соцсети для врачей «Доктор на работе»

Esquire
Саша Щипин: Спасись и сохранись Саша Щипин: Спасись и сохранись

«Видоизмененный углерод» — слишком добротный и сбалансированный сериал

СНОБ
Меню долголетия: что добавить в рацион Меню долголетия: что добавить в рацион

Некоторые продукты даже в самых минимальных количествах обладают уникальным действием на организм. Они ускоряют обмен веществ, замедляют старение и повышают работоспособность. К тому же они делают ежедневный рацион интереснее и разнообразней.

Psychologies
Токсичный рыбкагейт и ихтамнет-2 Токсичный рыбкагейт и ихтамнет-2

Словарный запас. Выпуск 45

СНОБ
Добро пожаловать! Добро пожаловать!

С чего начинается дом? С прихожей!

Лиза
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Идея! Идея!

Режь как шеф-повар, добыча светящегося порошка, редкий брак

Maxim
Июнь Ли: Добрее одиночества. Фрагмент романа Июнь Ли: Добрее одиночества. Фрагмент романа

Отрывок из истории трех людей, жизнь которых резко переменилась

СНОБ
Что нужно знать о “Черной пантере” и почему все сходят от нее с ума Что нужно знать о “Черной пантере” и почему все сходят от нее с ума

“Черная пантера” добралась до российского проката только сейчас

Esquire
Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения» Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения»

Интервью с композитором Александром Маноцковым о том, что все в музыке — время

СНОБ
Любовь к электричеству Любовь к электричеству

Никола Тесла – «человек, который изобрел XX век»

GALA Биография
Почем сегодня слезинка ребенка? Почем сегодня слезинка ребенка?

Дети стали хорошо продаваемым товаром на отечественном ТВ

СНОБ
Женщина сегодня Женщина сегодня

Как изменилась женщина за 100 лет

Домашний Очаг
Книжная лавка Книжная лавка

Фрагмент романа Пенелопы Фицджеральд «Книжная лавка»

СНОБ
Открыть в приложении