Мнения
Разношерстная Эфиопия
В стране с непростой историей, поделенной на девять регионов по этническому принципу, трудно сформировать общенациональную идею и основы самоидентификации граждан
«Гада для оромо — предмет гордости»
Гада давно стала своего рода идентифицирующим символом народа оромо. Эта многовековая демократическая система самоуправления, основанная на возрастном и родоплеменном делении, по праву является предметом их гордости.
Сейчас гада сохраняется у оромо, живущих на юге Эфиопии и севере Кении. В других местах проживания оромо — например, в провинции Арси — говорить о системе гада не приходится. Из-за проникновения других культур — будь то европейская или амхарская — традиционные институты оромо вымирают или видоизменяются до такой степени, что этнографы лишь выискивают их рудименты, уподобившись археологам.
Поэтому крайне важно сохранять объекты материальной культуры системы гада в музеях — ведь они дают представление о духовном мире оромо и их ритуалах. Небольшая коллекция таких предметов, привезенных из Эфиопии, есть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге — например, небольшой металлический предмет «калача», который запечатлел в своем фоторепортаже и Эрик Лафорг.
Оромо крепят его кожаными ремешками на лоб ребенку, когда ему исполняется пять лет — как небольшой рог. Этот обряд — своего рода помазание, а сама калача — символ природной активности ребенка.
А при обряде посвящения юношей оромо их переодевают в девушек — этот ритуал символизирует переплетения мужского и женского миров.
«Интеллектуалы-оромо не могут найти ответ, что значит быть оромо»
Оромо начали переселяться в южные, а затем и центральные регионы современной Эфиопии в XVI веке. За последующие несколько столетий волны миграции оромо достигли коренных регионов Эфиопской империи — Шоа и Уолло. Из-за многочисленности новоприбывших поселенцев империя утратила контроль над юго-западными землями.