Дрейф папанинцев в Арктике — самая знаменитая советская экспедиция

GEOИстория

История

Подвиг во льдах и его последствия

Дрейф папанинцев в Арктике — самая знаменитая советская экспедиция, намного опередившая время. Но она едва не закончилась трагедией и стала причиной завершения полярной программы 1930-х

Текст: Рамиз Алиев

В полдень 22 марта 1937 года с московского центрального аэродрома на Ходынском поле один за другим ушли в небо пять самолетов необычной оранжево-синей раскраски. Снег уже начал таять, и перегруженные самолеты с трудом отрывались от земли, поднимая фонтаны брызг. Первым взлетел двухмоторный разведчик АНТ-7, а за ним — четыре тяжелых четырехмоторных бомбардировщика АНТ-6. Самолеты должны были доставить на Северный полюс персонал дрейфующей полярной станции, научное оборудование и припасы на два года.

Иван Папанин выступает на митинге в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс». Фото: Яков Халип

Эта экспедиция стала кульминацией советской полярной программы. Казалось бы, про нее известно все: опубликованы научные результаты, дневники и мемуары участников событий. На протяжении многих месяцев за жизнью четверки полярников под руководством Папанина пристально следила вся страна, и даже самые мелкие подробности их быта обсуждались на страницах центральных газет. Все это так, но даже спустя 80 лет остается немало вопросов. Кому понадобилось в 1937 году совершить этот неожиданный бросок на полюс? Почему, в отличие от других полярных экспедиций 30-х годов, эта готовилась в строжайшей тайне? Почему, несмотря на успех, за первой дрейфующей станцией не последовала вторая? Ответить на них можно, только если мысленно перенестись в тридцатые годы прошлого века.

На протяжении более чем сотни лет люди стремились достичь полюса, используя корабли, лыжи и собачьи упряжки. Покорение Северного полюса было много труднее покорения Южного — несмотря на более мягкие климатические условия. Ведь на дрейфующем льду Полярного моря практически невозможно делать вспомогательные склады. Порой движение льдов относило путешественников от цели быстрее, чем они продвигались вперед. Однако именно дрейфующие льды предложил использовать Фритьоф Нансен в качестве транспортного средства. Он сознательно вморозил свой «Фрам» во льды к северу от Новосибирских островов. Судно, дрейфуя, достигло широты в 85°55´ (это примерно 450 километров от полюса) и через три года после начала дрейфа освободилось в широком проливе между Шпицбергеном и Гренландией, получившем имя в честь знаменитого корабля. Нансену не удалось достичь полюса, но именно его экспедиция на долгие десятилетия стала основным источником информации о центральной Арктике. А на полюсе, как принято считать, первым побывал американец Роберт Пири в 1909 году. Однако его достижение многие подвергали сомнению, ибо убедительных доказательств он не предоставил — да и какие тут могли быть доказательства?

Бурное развитие авиации в 1920-х сделало Арктику доступнее. Руаль Амундсен одним из первых понял, что времена лыжников и погонщиков собак безвозвратно уходят. Однако его первый полет к полюсу в 1925 году едва не закончился трагедией. Он разочаровался в применении самолетов и следующую экспедицию совершил на дирижабле «Норвегия». По-видимому, именно Амундсен первым достиг полюса, но пролетел над ним без посадки. В 1930-е подвиги великих путешественников — Нансена, Амундсена, Роберта Скотта и других — были еще свежи в памяти, романтика Северного полюса по-прежнему влекла путешественников, тем более что после Пири там так никто и не побывал. Но руководители советской экспедиции открестились от каких-либо спортивных целей и не отстаивали приоритет в достижении полюса. Наука, наука и еще раз наука — именно так была обозначена цель экспедиции. И действительно, огромное пространство в Полярном бассейне оставалось белым пятном на карте. Достаточно сказать, что один из кораблей в 1937-м вышел в море с заданием отыскать мифическую Землю Санникова.

Освоение советской Арктики в 1930-е годы сейчас нам кажется естественным ходом исторических событий, и мы не задумываемся, что оно произошло по инициативе одного человека — правда, Отто Шмидта отличали необычайный талант и харизма. И еще более удивительно, что в жизни его самого Арктика заняла лишь одно десятилетие — с 1929-го по 1939 год. Нам Шмидт известен в первую очередь как полярник, но разнообразие его интересов скорее подошло бы эпохе Ренессанса, нежели XX веку. Еще студентом Киевского университета Шмидт добился блестящих успехов в математике, но рамки академической карьеры ему были тесны. Он жаждал изменить мир. Сразу после революции стал работать в правительстве, занимался вопросами финансов, продовольствия, реформой образования. Несколько лет руководил Госиздатом, основал Большую советскую энциклопедию. В 1928 году участвовал в советско-германской экспедиции на Памир, а годом позже, во многом случайно, оказался в Арктике. В 1932-м он как начальник экспедиции совершил знаменитое сквозное плавание на ледоколе «Сибиряков» из Белого моря в Берингово за одну навигацию, после чего был принят Сталиным. Результатом стало появление Главсевморпути. Это было не просто транспортное ведомство: ему поручалось всестороннее развитие северных морей и островов европейской части СССР и всей азиатской территории страны севернее 62-й параллели. Фактически «ледовый комиссариат» создавался как государство в государстве — как сказал Сталин, Ост-Индская компания, только без пушек.

Выдающийся исследователь Арктики, геофизик Отто Шмидт возглавил экспедицию на пароходе «Челюскин», которая сделала попытку за одну навигацию пройти по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса

Первой масштабной операцией Главсевморпути должен был стать сквозной арктический рейс «Челюскина». Но, увы, 13 февраля 1934 года пароход затонул, раздавленный льдами в Чукотском море. Такого в полярной истории еще не было: 104 человека, включая женщин и двоих детей, оказались на дрейфующей льдине. В экстремальных обстоятельствах Шмидт показал себя сильным руководителем, сумел сохранить дисциплину и поддержать в людях силу духа. Лагерь просуществовал два месяца, 13 апреля последние его обитатели были вывезены самолетами на материк. Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. Возможно, именно тогда у Шмидта и зародилась идея дрейфующей станции. Из истории с «Челюскиным» власти извлекли еще один урок: полярная эпопея может стать сильнейшим пропагандистским ресурсом. Несколько месяцев страна жила челюскинцами, газеты регулярно публиковали официальные сообщения, подробности жизни в лагере Шмидта и рассказы участников экспедиции. Возвращение челюскинцев было организовано как триумфальное шествие от Владивостока до Москвы. Праздничная демонстрация растянулась вдоль всей страны, а кульминацией торжеств стал парад 19 июня на Красной площади.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миротворец, превративший трон в катапульту Миротворец, превративший трон в катапульту

Усилия царя по спасению отечества и не предотвратили социальный взрыв

Дилетант
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Рецидевицы Рецидевицы

Подруги твоей девушки могут представлять реальную угрозу вашим отношениям

Maxim
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта

Что делать при встрече с автохамами на дороге?

СНОБ
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Физик-математик Дмитрий Горбунов – о космологии как науки об эволюции Вселенной

Знание – сила
Импортозамещение труда Импортозамещение труда

Привлечение трудовых ресурсов должно регулироваться исходя из приоритета

Монокль
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
Брокколи Брокколи

Почему броколли считается суперфудом?

Здоровье
Городские хроники Городские хроники

Куда отправиться, чтобы увидеть лучшие образцы современной настенной живописи?

Вокруг света
Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом

Люди, которые в детстве переболели раком, вряд ли получат высшее образование

N+1
На память о встрече На память о встрече

Аварии из эпохи СССР, запечатленные на фото

Автопилот
Открыть в приложении