Хорватская Адриатика — море тысячи островов

GEOПутешествия

Тема номера | Хорватия

На уровне моря

Хорватская Адриатика — море тысячи островов, и только несколько десятков из них обитаемы. Здесь, на кромке большой воды, невозможно представить, что бывает жизнь без крика чайки, скрипа весла, плеска волны, шепота ветра

Текст: Андрей Шарый

В тихом местечке Сельца на острове Брач обитают семьсот человек, да и то, как говорят, половина из них в холодное время года перебирается на материк — кто работать, кто учиться, а кто хочет на обогреве дома сэкономить.

На семьсот сельчан приходится, не удивляйтесь, тринадцать фундаментальных памятников. Помимо хорватских знаменитостей, чести быть увековеченными в камне удостоились духовные авторитеты — Иисус Христос и папа римский Иоанн Павел II, а также погасшие теперь уже звезды европейской дипломатии — министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер и его австрийский коллега Алоиз Мок. В двух шагах от местного храма Царя Небесного, в тенистом сквере рядом с пиццерией «Цветник», — поясной монумент Льву Толстому. Краеведы утверждают, что первый в мире. Инициативу в 1911 году проявили хорватские студенты-филологи, впитавшие на университетских штудиях в Праге идеи славянской взаимности. Скульптура, прямо скажем, небезупречная, хотя узнать в мощном бородатом старце Льва Николаевича все же можно. Как бы то ни было, приятно: приезжаешь за тридевять земель, но и здесь, оказывается, веет родным духом.

Вид с большого острова Хвар на маленький остров Покони-Дол. Маяку, который помогает штурвальным ориентироваться на подходе к порту Хвар, — полтора столетия. Девушка до маяка вряд ли доплывет: ширина пролива — 500 метров, к тому же здесь сильное течение

Памятник Толстому в Сельце — один из редких символов русского исторического присутствия на хорватской Адриатике. Хотя и империя Романовых, и Советский Союз временами тянулись сюда, но так и не дотянулись. Летом 1806 года эскадра вице-адмирала Дмитрия Сенявина по воле государя императора проводила в этих краях так называемую Вторую Адриатическую экспедицию. Адмирал воевал в основном против Бонапарта, заключил было союзническое соглашение с Рагузской республикой (Дубровник), доживавшей свои последние годы, но наполеоновская дивизия оказалась расторопнее — напуганный город-государство покорился французам почти без боя.

Российская эскадра заняла несколько городков в Которском заливе, затем, умело маневрируя, выбила вражеские гарнизоны с островов Корчула, Вис и Брач, носивших тогда итальянские названия Курцола, Лисса и Брацца. На этом кампания в Адриатике по сути и завершилась: разразилась очередная русскотурецкая война, и корабли Сенявина отправились топить иноверцев в Эгейское море.

В городе Хвар самый старый на Балканах театр (он построен в XVII веке) и самая просторная в Далмации площадь (4500 квадратных метров) перед собором памяти Святого Папы Римского Стефана, которая отлично подходит для танцев до упаду

Советский Союз, конечно, тоже не отказался бы использовать островные гавани для боевого базирования, но принципиальная ссора Иосифа Сталина и Иосипа Броз Тито по проблемам мира и социализма в 1948 году лишила Адриатику шанса назваться русской. Партизанский маршал, между прочим, знал толк в островной жизни. В 1944 году на том же далеком от побережья Висе — единственном клочке югославской территории, не попавшем под нацистскую оккупацию, — Тито, только что счастливо вырвавшийся из очередного вражеского капкана, разместил штаб повстанческого движения. Пару месяцев он руководил антифашистским сопротивлением по телефону из мемориальной теперь пещеры у горы Хум.

На двух других островах, Голи-Оток и Свети-Гргур, маршал после победы организовал маленький югославский ГУЛАГ и сгноил в трудовых лагерях тысячи политических противников. Голи-Оток, к слову, уже был приспособлен для выполнения схожих задач: в годы Первой мировой войны австро-венгерское командование содержало там русских военнопленных (правда, тогда условия были вполне сносными).

В тумане за Млетским проливом — материковый полуостров Пелешац. Достопримечательностью национального парка на острове Млет (на переднем плане) считают мангустов, которых завезли сюда в Средние века для борьбы со змеями

А на северном адриатическом острове Вели-Бриюн для Иосипа Броз Тито устроили роскошную летнюю резиденцию. Здесь он без малого тридцать лет принимал важных иностранных гостей, угощая их виски редких сортов и убеждая в преимуществах рабочего самоуправления.

Некоторые высокопоставленные посетители привозили лидеру Движения неприсоединения экзотических животных, на острове разбили сафари-парк. Главного питомца этого зоосада — слона Сони, надолго пережившего югославский коммунизм и его творца, — когда-то подарила маршалу Индира Ганди.

Наведывались на Вели-Бриюн, теперь переформатированный в заповедник, и советские партийные руководители. Но сибирского медведя в дар не привезли.

То, что не удалось сделать фрегатам, эсминцам и подводным лодкам, оказалось вполне по силам мирным отпускникам с их трудовыми рублями. В удачный сезон в Хорватию приезжают около двухсот тысяч россиян, и многие из них следуют на адриатические острова. Конечно, русских немного в огромном туристическом потоке в Хорватию (почти 17 миллионов человек в 2016 году), но стайки соотечественников заметны и на Крке, и на Хваре, и на Браче.

Dentex dentex – так по-научному называют лучеперую рыбу зубан, едва ли не самую распространенную в водах хорватской Адриатики. Большинство посетителей ресторана «Джуниор», почтенного заведения семьи хварских рыбаков, выставляют ему в интернете оценку «великолепный»

Все эти путешественники неизменно готовы к приключениям и ярким впечатлениям. Они правы: здесь есть куда поплыть, что посмотреть и чем закусить выпитое.

Ведь Хорватский архипелаг — это 1145 или 1246 (смотря как считать) островов общей площадью в три с лишним тысячи квадратных километров. Только пятьдесят из них населены, еще примерно 650 необитаемы, около четырехсот точная наука считает скалами, остальным присвоен скромный статус рифов.

В начале двадцатого века в хорватской Адриатике насчитывалось почти двести тысяч островитян. Но сейчас население архипелага сократилось почти на треть. Причина проста: местная экономика развита относительно слабо, а стоимость островной жизни выше, чем на материке. Чтобы сгладить разницу, нужно крепче привязать все эти морские клочки суши к континенту. Вначале — многочисленными мостами и паромными переправами, потом — развитием индустрии отдыха, чем, собственно говоря, хорваты в последние десятилетия и занимаются. Есть здесь теперь и яхтинг, и дайвинг, и фишинг, и виндсерфинг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Горе без ума Горе без ума

Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности

Вокруг света
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
От А до Я: что нужно знать, чтобы составить полезный рацион? От А до Я: что нужно знать, чтобы составить полезный рацион?

Основные принципы здорового питания и полезные советы для взрослых и детей

Домашний Очаг
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Искусственный интеллект глупее пчелы. Пока Искусственный интеллект глупее пчелы. Пока

Cо временем компьютерные нейросети станут умнее человека

Forbes
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

ТехИнсайдер
Глава из дебютного романа Светланы Тюльбашевой «Лес» Глава из дебютного романа Светланы Тюльбашевой «Лес»

Роман о кошмарах, которые скрываются не только в темных северных лесах

СНОБ
Психиатр Ирвин Ялом женился второй раз в 92 года: почему он решился на этот шаг? Психиатр Ирвин Ялом женился второй раз в 92 года: почему он решился на этот шаг?

Разбираемся в тонкостях позднего брака — особенно после утраты супруга

Psychologies
2 препятствия, которые мешают отделиться от токсичных родителей 2 препятствия, которые мешают отделиться от токсичных родителей

Что мешает жить своей жизнью? Какие шаги помогут выпутаться из токсичной семьи?

Psychologies
«Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию» «Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию»

Как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей?

Правила жизни
«Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты» «Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты»

Второй роман Хелены Побяржиной о молчании, смерти, предательстве и музыке

СНОБ
Чистая работа Чистая работа

Как отстирать кухонные полотенца и устранить любые пятна

Лиза
Каким получился «Герой наших снов» — фильм-анекдот о внезапной славе неудачника Каким получился «Герой наших снов» — фильм-анекдот о внезапной славе неудачника

«Герой наших снов» — одна из лучших картин от студии А24 за последние годы

Правила жизни
5 ярких мистификаций в истории русской литературы 5 ярких мистификаций в истории русской литературы

В мире русской литературы мистификация занимает особое место

Maxim
«Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью «Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью

Глаза из сборника «Красные блокноты Кристины» — о хрупкости и уязвимости

Forbes
Тропический калейдоскоп Тропический калейдоскоп

Куба — тропический рай с удивительными и необычными животными-экзотами

Наука и жизнь
В мире странствий В мире странствий

Мы поговорили с Ниной о том, как важно ничего не бояться, даже «в Африку гулять»

OK!
Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию

С какими барьерами сталкивается SexTech индустрия?

Forbes
Интерьер как искусство Интерьер как искусство

Интерьер получился парадным, светским, с акцентом на искусство

SALON-Interior
Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино

Как съемки во «взрослом видео» не стали клеймом на карьере актеров

Правила жизни
Как найти идеального партнера для секса? Как найти идеального партнера для секса?

Идеальный секс начинается с вашего мозга, а не с физиологических потребностей

Psychologies
Открыть в приложении