Тема номера | Балтика
Двухколесный Стокгольм
Претендентов на звание велосипедной столицы мира достаточно, но шведы убеждены: этот титул принадлежит Стокгольму. Здесь в любое место можно добраться, не сходя с велосипеда
Как долго у шведов длится велосипедный сезон? «Круглый год, конечно, мы ведь на юге живем, здесь холодов не бывает», — непонимающе улыбается Маркус Нильсен. Он банковский служащий, ему тридцать четыре года, и тридцать из них он ездит на велосипеде. На календаре июнь, но на термометре всего 16 градусов, а с Балтики дует пронизывающий ветер. Представления о мягком климате у шведов, похоже, отличаются от наших.
Впрочем, дело не только в морозоустойчивости шведов. Над тем, чтобы жители Стокгольма могли круглый год крутить педали, власти города целенаправленно работали больше десятка лет.
Вся столичная агломерация из 26 муниципальных образований с общим населением около двух миллионов жителей, которую принято называть Большим Стокгольмом, пронизана грамотно спроектированной сетью велодорожек. Меньше чем за полчаса на велосипеде можно доехать из центра до любой окраины города, а за час — до пригорода. Но это сегодня. А еще лет пятнадцать назад велосипедисту был доступен далеко не каждый район города. Изменения начались в 2006 году, когда мэрия утвердила комплексную программу по развитию велосети. В Стокгольме проложили сотни километров новых тротуаров и велодорожек, обустроили для пешеходов и велосипедистов раздельные переходы через дорогу, чтобы они не мешали ни автомобилям, ни друг другу.
В том же году была организована система велопроката «Сити байкс». Сейчас в Стокгольме — 140 пунктов проката велосипедов. Расположены они возле станций метро и центральных площадей. Аренда одного велосипеда на три дня стоит 165 крон (около тысячи рублей), поэтому гораздо выгоднее покупать сезонную карту — она обойдется всего в два раза дороже. Сезон у «Сити байкс» стартует в апреле и длится до конца октября.
Семья Маркуса велопрокатом не пользуется: свой велосипед есть у каждого. Расклад для Швеции привычный и никого из знакомых не удивляет. Крутя педали, на работу здесь ездят продавцы и телеведущие, чиновники и университетские профессора.