Через тернии к реальности

230 лет назад родился Луи Дагер, лишивший художников монополии на реальность

GEOИстория

История

Через тернии к реальности

Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 230 лет назад не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность

Текст: Сергей Панков

«Пожар!» — кричит пассажирка у окна омнибуса, выезжающего около часа дня восьмого марта 1839 года с бульвара дю Тампль на площадь Шато д'О. Седой парижанин лет пятидесяти просит кондуктора остановить. И бросается к павильону с пятью большими полыхающими окнами. Мимо фонтана со львами. Сквозь живую цепь жителей квартала, передающих ведра с водой из ближайшего канала Сен-Мартен. К пожарным в золотистых касках и синих мундирах. Он — владелец здания. Сейчас главное — спасти от огня его студию в соседнем доме. Там настоящее сокровище.

Изобретатель фотографии Луи Дагер на дагеротипе 1844 года

В начале XIX века Европа переживает революционные перемены в политике, транспортной системе, энергетике, промышленности, быту, сфере развлечений. Инновации сыплются как из рога изобилия: паровоз, пароход, электрическая батарея, ватерклозет, пищевые консервы, программируемый ткацкий станок, готовая одежда, обезболивающее. Мистиков и проповедников теснят медики, химики, физики и журналисты. Растет скорость распространения информации. После открытия Антарктиды на карте мира почти не остается белых пятен.

«Стереокино» XIX века. В районе нынешней площади Республики, где в 1822 году открылась Диорама Дагера со зрительным залом на 350 мест, зародилась современная индустрия развлечений. Рядом — бульвар дю Тампль, давший название «бульварному» жанру, театры на парижском «бродвее» соседствуют с магазинами и кафе. Для богатых посетителей Дагер организует в Диораме виртуальные пикники в Альпах

Но на самом видном месте зияет гигантский пробел. С тех пор как более 30 тысяч лет назад человек украсил стены пещеры Шове на юге Франции цветными рисунками львов, носорогов и тарпанов, монополия на отображение реальности принадлежит художникам.

Прежде чем зафиксировать проекцию окружающего мира на подходящем носителе, нужно ее получить. Еще за несколько веков до изобретения фотографии начинается история фотокамеры. И долгое время оператор находится не снаружи, а внутри нее, как на этом изображении камеры-обскуры из «Великого искусства света и тени» немецкого иезуита Афанасия Кирхера (1671 год)

Экзотические цветы и животных из далеких колоний француз пока видит глазами флориста Редуте и анималиста Удри. События недавней революции, походы Наполеона, знаменитостей прошлого и настоящего — глазами Давида, Гро и Энгра. Сам он может увидеть только то, что находится перед ним здесь и сейчас. В остальном за него смотрят и домысливают реальность сонмы именитых и безымянных художников, граверов, копиистов. Их продукция повсюду — в иллюстрированных атласах и журналах, на видовых открытках и афишах, в календарях и модных каталогах.

Французская гравюра 1870 года иллюстрирует одну из множества легенд, окружающих изобретение Дагера, — историю открытия светочувствительности йодистого серебра. В начале 1830-х Дагер забывает в лаборатории ложку на покрытой йодистым серебром пластине и затем с удивлением обнаруживает, что под воздействием света она оставила на поверхности темный силуэт

Художник — не обязательно творческое призвание, но почти всегда востребованная профессия. В разгар революции назвать свою дочь в честь уже арестованной королевы Марии-Антуанетты для бывшего судебного клерка Дагера — иррациональный поступок. А отдать сына в 1800 году вместо школы на курсы рисования — вполне прагматичный. Особенно после переезда из пригорода Парижа в провинциальный Орлеан.

Вместо вступительных экзаменов 13-летний Луи Жак Манде Дагер сдает написанные им портреты матери и отца. Через три года ему уже хватит умения и амбиций для покорения столицы. Вскоре он — ученик знаменитого декоратора парижской Оперы Игнаса Эжена Деготти. И один из героев богемного Монмартра. Поет в кафешантанах, танцует в кордебалете, балансирует на канате как заправский акробат. Эпатирует устроителей вечеринок, входя в дверь на руках. В 1814 году выставляет свои картины на парижском Салоне. Но прославят имя Дагера не они.

Два с половиной франка стоит билет в новый театр на улице Сансон. Но многочисленные посетители расположенного напротив танцевального зала Тиволи-Воксаль не прочь потратить почти половину месячного жалования рабочего, чтобы увидеть сенсацию.

Внутри полутьма, как в нынешнем кинозале. Все сидячие места на полукруглой галерее заняты. Многие стоят в партере. Кто-то вытягивает шею. Чей-то цилиндр заслоняет вид на «сцену». Там в глубокой нише как будто распахнулось широкое окно. За ним — долина Зарнен в Швейцарских Альпах. Заснеженные пики, серпантин ручьев на зеленых склонах, полноводная река в окружении белых домиков. Все течет, движется, переливается на солнце. Вдруг налетают тени облаков. Горы темнеют. Гладь озера на переднем плане покрывается рябью. Водяная пыль от фонтана перед шале веет в лицо. Удар колокола. Окно тускнеет. Все здание будто плавно поворачивается. И зрители уже внутри Кентерберийского собора.

Ручная «съемка» пейзажа с помощью переносной камеры-обскуры шатровой конструкции. Она проецирует на столик изображение с помощью зеркал из установленного сверху объектива. Иллюстрация из книги Д. Ларднера «Музей науки и искусства» (Лондон, 1855)

Диорама, открытая Дагером и его компаньоном Бутоном 11 июля 1822 года, ошеломляет прессу и публику. А ведь парижан не так просто удивить оптическими иллюзиями: они уже видели и стереоскопические полупрозрачные акварели швейцарца Кенига, и «фантасмагории» бельгийца Робертсона, который на своих выступлениях проецировал на клубы дыма из скрытого «волшебного фонаря» движущихся «призраков» умерших знаменитостей. И новаторские декорации самого Дагера в театре Амбигю-Комик, куда газеты советовали ходить хотя бы ради динамических световых эффектов. И масштабные панорамы Прево, на которого Дагер работал художником девять лет. Но по сравнению с диорамой панорама кажется примитивной.

В ней иллюзия создается только благодаря круговому расположению картины и рассредоточенным на переднем плане бутафорским предметам, которые сливаются с нарисованным фоном. 

Диорама — сложное сочетание механики, оптики и искусства. Центральный элемент — полупрозрачный холст, натянутый в глубине арочного проема, как фоновая декорация на театральной сцене. Размером почти с широкоформатный экран IMAX в современном кинотеатре: 22 метра в длину и 14 метров в высоту. С двух сторон на просвет на него нанесено одно и то же изображение, силуэты в точности совпадают. Различия в нюансах: на лицевой стороне струя фонтана чуть выше, на тыльной — чуть ниже. Тут — безоблачное небо, там — густые тучи.

На съемку вида из окна Диорамы летом 1838 года Дагер потратил больше десяти минут. За это время весь транспорт уехал из кадра. Зато осталось первое в истории фотоизображение людей. Кроме чистильщика обуви и его клиента специалисты разглядели на пластине под микроскопом еще две расплывчатые фигуры на скамейке напротив

Секрет «движущейся картины» — в системе световых окон и масляных фонарей, скрытых за экраном. И в зеркалах, способных проецировать задний свет на лицевую сторону. Когда экран освещается спереди, видна лишь одна сцена. Но стоит осветить его сзади, как проступают невидимые детали с обратной стороны. Для усиления эффекта используются цветные фильтры. Достаточно закрыть окно красным стеклом, и все детали красного цвета исчезают, а другие краски темнеют. Так возникает иллюзия движения воды, появления фигур, изменения формы объектов. Зал рассчитан на показ двух картин, по 15 минут каждая. По сигналу первый экран гаснет, и деревянный диск со зрительными рядами поворачивается вокруг оси на рельсе к другому экрану, на котором уже проступает следующая сцена.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Союз ржавых Союз ржавых

Места, которые выглядят так, будто там уже случился ядерный апокалипсис

Maxim
Куда приводят мечты Куда приводят мечты

Практики формирования намерения

Yoga Journal
Анатомия потехи Анатомия потехи

Откуда берется чувство юмора и есть ли от него прок

Maxim
Танго надежды: наперегонки с болезнью Танго надежды: наперегонки с болезнью

Танцевать на инвалидной коляске — это вызов. Вызов болезни, судьбе. Это решение, которое требует смелости. И Наталье Боровой ее не занимать. К тяжелому диагнозу можно отнестись по-разному. Кто-то ставит крест на прежней жизни и отдается во власть недуга. Кто-то старается принять болезнь, «договориться» с ней. Наталья видит в своем диагнозе хитрого соперника, с которым упрямо соревнуется уже несколько лет. Об отчаянной игре на опережение ее личная история.

Psychologies
Роман Каримов Роман Каримов

Режиссер рассказал, что он думает о сексе с актрисами

Maxim
Рецидевицы Рецидевицы

Подруги твоей девушки могут представлять реальную угрозу вашим отношениям

Maxim
Хватит капризничать! Хватит капризничать!

Что делать с проявлением детских негативных эмоций

Лиза
HTC Vive: система профессионалов HTC Vive: система профессионалов

Шлем виртуальной реальности HTC Vive во всех подробностях

CHIP
12 лучших авто года по версии GQ 12 лучших авто года по версии GQ

Дюжина лучших автомобилей года

GQ
Люблю Гросу! Люблю Гросу!

Украинская певица Алина Гросу. Ее хит собрал больше трех миллионов просмотров

Maxim
Хотела летать Хотела летать

Ирина Иерусалимская всегда хотела быть только стюардессой

Домашний Очаг
Ольга Кормухина: Нужно научиться ждать Ольга Кормухина: Нужно научиться ждать

В преддверии концертов мы поговорили с певицей о русском роке и путешествиях

Лиза
Жар-птица Жар-птица

Ульяна Сергеенко впервые рассказала быль о своем разводе

Tatler
Так ли надежна биометрия? Так ли надежна биометрия?

Можно ли обойти проверку отпечатков пальцев или сканирование глаза?

CHIP
Принц на белом коне Принц на белом коне

Алексей Фролов построил посреди донской степи курорт

Tatler
Мистер Армани Мистер Армани

А есть ли счастье?

The Rake
Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш? Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш?

Кажется, что малыш умеет только есть, спать и плакать, но это не так

9 месяцев
Пират и его женщины Пират и его женщины

Вспоминаем романы актера Джонни Деппа

Лиза
Проект под ключ Проект под ключ

Белла Торн — новая фаворитка Ксавье Долана

GQ
Skoda Karoq Skoda Karoq

Karoq отлично подошел бы для нашей страны

АвтоМир
Собрано в России Собрано в России

Мужчина года — Федор Бондарчук

Glamour
Джулианна Мур Джулианна Мур

Интервью с Джулианной Мур

Psychologies
Subaru XV Subaru XV

Сдобрен ли крепкий коктейль субариста банальным качеством

АвтоМир
«Раньше был более легким на подъем» «Раньше был более легким на подъем»

Интервью с Сергеем Пускепалисом

Добрые советы
Как меня слышно? Как меня слышно?

Качество звучания автомобильных аудиосистем становится лучше, чем у домашних

Quattroruote
Украина ТВ Украина ТВ

Как украинские студии превратились в поставщиков шоу для российского телевидения

РБК
Долгое утро Долгое утро

Аня Старшенбаум: «Я снимусь, но с условием: это будет эротическая фотосессия!»

Maxim
5 причин открыть семейный счет 5 причин открыть семейный счет

Деньги сами по себе не делают нас счастливыми. Но возможности, которые они дарят, а главное, умение ими грамотно распорядиться позволяют чувствовать себя независимыми и получать удовольствие от жизни. Семейный счет в банке — один из таких полезных инструментов. Управление им — ценный навык, который придает уверенности и помогает наладить отношения с близкими людьми. Как это работает?

Psychologies
20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Хотя многие считают, что способности нашего разума ограничены коэффициентом IQ, существует ряд способов улучшить когнитивные способности. Для этого нужно каждый день нагружать, тренировать и удивлять мозг.

Psychologies
Татьяна Еремеева. Простая история Татьяна Еремеева. Простая история

История Татьяны Еремеевой об отношениях со Спартаком Мишулиным

Караван историй
Открыть в приложении