230 лет назад родился Луи Дагер, лишивший художников монополии на реальность

GEOИстория

История

Через тернии к реальности

Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 230 лет назад не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность

Текст: Сергей Панков

«Пожар!» — кричит пассажирка у окна омнибуса, выезжающего около часа дня восьмого марта 1839 года с бульвара дю Тампль на площадь Шато д'О. Седой парижанин лет пятидесяти просит кондуктора остановить. И бросается к павильону с пятью большими полыхающими окнами. Мимо фонтана со львами. Сквозь живую цепь жителей квартала, передающих ведра с водой из ближайшего канала Сен-Мартен. К пожарным в золотистых касках и синих мундирах. Он — владелец здания. Сейчас главное — спасти от огня его студию в соседнем доме. Там настоящее сокровище.

Изобретатель фотографии Луи Дагер на дагеротипе 1844 года

В начале XIX века Европа переживает революционные перемены в политике, транспортной системе, энергетике, промышленности, быту, сфере развлечений. Инновации сыплются как из рога изобилия: паровоз, пароход, электрическая батарея, ватерклозет, пищевые консервы, программируемый ткацкий станок, готовая одежда, обезболивающее. Мистиков и проповедников теснят медики, химики, физики и журналисты. Растет скорость распространения информации. После открытия Антарктиды на карте мира почти не остается белых пятен.

«Стереокино» XIX века. В районе нынешней площади Республики, где в 1822 году открылась Диорама Дагера со зрительным залом на 350 мест, зародилась современная индустрия развлечений. Рядом — бульвар дю Тампль, давший название «бульварному» жанру, театры на парижском «бродвее» соседствуют с магазинами и кафе. Для богатых посетителей Дагер организует в Диораме виртуальные пикники в Альпах

Но на самом видном месте зияет гигантский пробел. С тех пор как более 30 тысяч лет назад человек украсил стены пещеры Шове на юге Франции цветными рисунками львов, носорогов и тарпанов, монополия на отображение реальности принадлежит художникам.

Прежде чем зафиксировать проекцию окружающего мира на подходящем носителе, нужно ее получить. Еще за несколько веков до изобретения фотографии начинается история фотокамеры. И долгое время оператор находится не снаружи, а внутри нее, как на этом изображении камеры-обскуры из «Великого искусства света и тени» немецкого иезуита Афанасия Кирхера (1671 год)

Экзотические цветы и животных из далеких колоний француз пока видит глазами флориста Редуте и анималиста Удри. События недавней революции, походы Наполеона, знаменитостей прошлого и настоящего — глазами Давида, Гро и Энгра. Сам он может увидеть только то, что находится перед ним здесь и сейчас. В остальном за него смотрят и домысливают реальность сонмы именитых и безымянных художников, граверов, копиистов. Их продукция повсюду — в иллюстрированных атласах и журналах, на видовых открытках и афишах, в календарях и модных каталогах.

Французская гравюра 1870 года иллюстрирует одну из множества легенд, окружающих изобретение Дагера, — историю открытия светочувствительности йодистого серебра. В начале 1830-х Дагер забывает в лаборатории ложку на покрытой йодистым серебром пластине и затем с удивлением обнаруживает, что под воздействием света она оставила на поверхности темный силуэт

Художник — не обязательно творческое призвание, но почти всегда востребованная профессия. В разгар революции назвать свою дочь в честь уже арестованной королевы Марии-Антуанетты для бывшего судебного клерка Дагера — иррациональный поступок. А отдать сына в 1800 году вместо школы на курсы рисования — вполне прагматичный. Особенно после переезда из пригорода Парижа в провинциальный Орлеан.

Вместо вступительных экзаменов 13-летний Луи Жак Манде Дагер сдает написанные им портреты матери и отца. Через три года ему уже хватит умения и амбиций для покорения столицы. Вскоре он — ученик знаменитого декоратора парижской Оперы Игнаса Эжена Деготти. И один из героев богемного Монмартра. Поет в кафешантанах, танцует в кордебалете, балансирует на канате как заправский акробат. Эпатирует устроителей вечеринок, входя в дверь на руках. В 1814 году выставляет свои картины на парижском Салоне. Но прославят имя Дагера не они.

Два с половиной франка стоит билет в новый театр на улице Сансон. Но многочисленные посетители расположенного напротив танцевального зала Тиволи-Воксаль не прочь потратить почти половину месячного жалования рабочего, чтобы увидеть сенсацию.

Внутри полутьма, как в нынешнем кинозале. Все сидячие места на полукруглой галерее заняты. Многие стоят в партере. Кто-то вытягивает шею. Чей-то цилиндр заслоняет вид на «сцену». Там в глубокой нише как будто распахнулось широкое окно. За ним — долина Зарнен в Швейцарских Альпах. Заснеженные пики, серпантин ручьев на зеленых склонах, полноводная река в окружении белых домиков. Все течет, движется, переливается на солнце. Вдруг налетают тени облаков. Горы темнеют. Гладь озера на переднем плане покрывается рябью. Водяная пыль от фонтана перед шале веет в лицо. Удар колокола. Окно тускнеет. Все здание будто плавно поворачивается. И зрители уже внутри Кентерберийского собора.

Ручная «съемка» пейзажа с помощью переносной камеры-обскуры шатровой конструкции. Она проецирует на столик изображение с помощью зеркал из установленного сверху объектива. Иллюстрация из книги Д. Ларднера «Музей науки и искусства» (Лондон, 1855)

Диорама, открытая Дагером и его компаньоном Бутоном 11 июля 1822 года, ошеломляет прессу и публику. А ведь парижан не так просто удивить оптическими иллюзиями: они уже видели и стереоскопические полупрозрачные акварели швейцарца Кенига, и «фантасмагории» бельгийца Робертсона, который на своих выступлениях проецировал на клубы дыма из скрытого «волшебного фонаря» движущихся «призраков» умерших знаменитостей. И новаторские декорации самого Дагера в театре Амбигю-Комик, куда газеты советовали ходить хотя бы ради динамических световых эффектов. И масштабные панорамы Прево, на которого Дагер работал художником девять лет. Но по сравнению с диорамой панорама кажется примитивной.

В ней иллюзия создается только благодаря круговому расположению картины и рассредоточенным на переднем плане бутафорским предметам, которые сливаются с нарисованным фоном. 

Диорама — сложное сочетание механики, оптики и искусства. Центральный элемент — полупрозрачный холст, натянутый в глубине арочного проема, как фоновая декорация на театральной сцене. Размером почти с широкоформатный экран IMAX в современном кинотеатре: 22 метра в длину и 14 метров в высоту. С двух сторон на просвет на него нанесено одно и то же изображение, силуэты в точности совпадают. Различия в нюансах: на лицевой стороне струя фонтана чуть выше, на тыльной — чуть ниже. Тут — безоблачное небо, там — густые тучи.

На съемку вида из окна Диорамы летом 1838 года Дагер потратил больше десяти минут. За это время весь транспорт уехал из кадра. Зато осталось первое в истории фотоизображение людей. Кроме чистильщика обуви и его клиента специалисты разглядели на пластине под микроскопом еще две расплывчатые фигуры на скамейке напротив

Секрет «движущейся картины» — в системе световых окон и масляных фонарей, скрытых за экраном. И в зеркалах, способных проецировать задний свет на лицевую сторону. Когда экран освещается спереди, видна лишь одна сцена. Но стоит осветить его сзади, как проступают невидимые детали с обратной стороны. Для усиления эффекта используются цветные фильтры. Достаточно закрыть окно красным стеклом, и все детали красного цвета исчезают, а другие краски темнеют. Так возникает иллюзия движения воды, появления фигур, изменения формы объектов. Зал рассчитан на показ двух картин, по 15 минут каждая. По сигналу первый экран гаснет, и деревянный диск со зрительными рядами поворачивается вокруг оси на рельсе к другому экрану, на котором уже проступает следующая сцена.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Впадаю я в экстаз Впадаю я в экстаз

Стоит ли симулировать оргазм и как без этого обойтись?

Glamour
Кит Ричардс Кит Ричардс

Мы поболтали с Китом Ричардсом обо всем на свете

Maxim
Жили и жили Жили и жили

Век революции в портретах человека, дома, города

Русский репортер
Skoda Karoq Skoda Karoq

Karoq отлично подошел бы для нашей страны

АвтоМир
Обертки и фантики Обертки и фантики

Как торговец акциями из Татарстана научился продавать упаковку для еды

РБК
Мифы о простудных заболеваниях Мифы о простудных заболеваниях

Разбираемся с самыми распространенными заблуждениями о простуде

9 месяцев
Роман Каримов Роман Каримов

Режиссер рассказал, что он думает о сексе с актрисами

Maxim
Волшебным образом Волшебным образом

Кратчайшая биография Джастина Тимберлейка

Glamour
Больше двух говорят вслух Больше двух говорят вслух

Матвей (он же рэпер Мот) и Мария Мельниковы

Glamour
Легенда о любви Легенда о любви

В светлый праздник Рождества люди редко вспоминают родителей девы Марии

GALA Биография
Тоненький ледок Тоненький ледок

Саша Спилберг делится впечатлениями о шоу #IntimissimiOnIce

Tatler
Мастер Йода Мастер Йода

Правила жизни Мастера Йоды

Esquire
Осторожно, Нагиев Осторожно, Нагиев

Как Дмитрий Нагиев стал одним из главных шоуменов страны и моделью для мужчин

GQ
Джулианна Мур: «Я строила дом на фундаменте своего одиночества» Джулианна Мур: «Я строила дом на фундаменте своего одиночества»

Актриса может позволить себе выбирать роли по... территориальному принципу — соглашается, только если съемки недалеко от дома. Ее жизнь размеренна и гармонична, но так было далеко не всегда. Однажды Джулианна Мур оказалась на грани отчаяния, и тогда принять самое главное решение ей помогла психотерапия. Мы встретились с актрисой на Венецианском фестивале, где прошла презентация картины Джорджа Клуни «Субурбикон». В российский прокат фильм выйдет 23 ноября 2017 года.

Psychologies
Чтим Каран Чтим Каран

С легендарной Донной Каран мы встречаемся в шоу-руме Urban Zen

L’Officiel
Cosmo-эксперимент: как я была доброй Cosmo-эксперимент: как я была доброй

Что случается, если перевоплотиться в добрую фею

Cosmopolitan
5 вещей, которые портят имидж 5 вещей, которые портят имидж

Многие из наших привычных действий негативно отражаются на репутации

Лиза
Хью Джекман Хью Джекман

Хью Джекман возвращается к истокам. Мировая премьера мюзикла «Величайший шоумен»

L’Officiel
12 новогодних конфликтов и способы их избежать 12 новогодних конфликтов и способы их избежать

Почему-то именно перед праздниками мы ссоримся особенно часто

Домашний Очаг
Ирина Антонова Ирина Антонова

Правила жизни искусствоведа Ирины Антоновой

Esquire
«Просто расслабься!» Почему это важно и как этому научиться «Просто расслабься!» Почему это важно и как этому научиться

Мы отлично знаем, как напрячь тело: об этом рассказывают сотни пособий по накачиванию мышц. Но как запустить обратный процесс – расслабление, от которого зависит координация, гибкость, сила и здоровье?

Psychologies
Сейчас я не чувствую себя свободной, и это прекрасно Сейчас я не чувствую себя свободной, и это прекрасно

Интервью с Еленой Подкаминской

Добрые советы
Как все запутано Как все запутано

«Зачем просто, если можно сложно?»

Psychologies
Как выбрать противовирусное средство? Как выбрать противовирусное средство?

Как не ошибиться в выборе препаратов

Лиза
Coverstory Coverstory

Мы предложили Полине Гагариной сняться бритой наголо и ответить на блиц-опрос

SNC
Как полюбить зиму: секреты из Норвегии Как полюбить зиму: секреты из Норвегии

Холод и ветер, сугробы и гололед, короткий световой день и постоянный риск подхватить простуду. Казалось бы, зимой не так много поводов для радости. Однако в Норвегии, где климат еще суровее, большинство людей счастливы. Как они научились получать удовольствие от зимы?

Psychologies
25 стильных пар 25 стильных пар

GQ выбрал 25 самых стильных пар России

GQ
Маргарита Наскинова. Войти в клетку Маргарита Наскинова. Войти в клетку

Сумасшедшей дрессировщица Маргарита Назарова никогда не была

Караван историй
Топ-5 лайфхаков перед сном Топ-5 лайфхаков перед сном

Следуя этим советам, ты можешь «навести красоту» еще с вечера

Лиза
Открыть в приложении