История
Мартин Лютер – человек слова
В начале XVI века скромный немецкий монах начинает информационную революцию, которая расколет Европу. И поделит историю на две эпохи — до и после Реформации
Четвертого мая 1521 года шарабан с несколькими монахами останавливается под холмом у часовни недалеко от городка Айзенах в немецкой Тюрингии. Внезапно из придорожных зарослей появляется отряд из четырех вооруженных всадников. Плечи закованы в броню. Лица скрыты забралом.
Один хватает под уздцы лошадей и ударом сбивает возницу с облучка. Другой наставляет на пассажиров арбалет: «Кто тут Лютер?» Мартина, прижимающего к груди Библию, тащат в лес и, закутав в плащ, усаживают на лошадь. Его брату, которого он подобрал у родственников в деревушке Мера по дороге из Вормса, удается бежать. В тот же день весть о похищении разносится по округе.
Кто это мог сделать? У сторонников и противников Лютера разные версии. Священная Римская империя, в состав которой входит Германия, — не единое государство, а конфедерация разрозненных княжеств и королевств. На территории, населенной 12 миллионами немцев, к началу XVI века их более двухсот. Со своей валютой, армией, правителями. Организовать похищение по силам любому. У Лютера немало врагов.
Но есть и влиятельные друзья. Главный из них — саксонский курфюрст Фридрих III Мудрый. Это он основал Виттенбергский университет, куда в 1508 году приглашен преподавать 25-летний монах. Ректор заметил многообещающего выпускника Эрфуртского университета во время инспекционной поездки по монастырям Августинского ордена. Через четыре года Лютер получил докторскую степень по богословию. А еще через два года стал местной «звездой» благодаря своим проповедям. Но по-настоящему прославили его не они.
Холодным утром в среду 31 октября 1517 года на Рыночной площади раздается стук молотка. Лютер прибивает к воротам замковой церкви лист с 95 тезисами на латыни. Нечто вроде афиши с программой завтрашнего диспута. Эта сцена войдет в историю с легкой руки его будущего сподвижника Филиппа Меланхтона.
На самом деле устав университета запрещает профессору вывешивать тезисы для публичного обсуждения. Он обязан утвердить их у декана, который и поручит сторожу приколотить объявление к дверям не одной, а всех городских церквей.
Время выбрано удачно. В День всех святых ожидается большой наплыв светских и духовных лиц. Но ученая дискуссия не привлекла бы особого внимания, если бы не скандальная тема — индульгенции.
Эти небольшие листы с печатью — символ папской эксплуатации. Раздробленная, но богатая Германия — главный донор римской казны. Католической церкви принадлежит почти треть пахотных земель. Каждый немец отдает на ее содержание десятую долю доходов. Власть папы на местах обеспечивают светские правители, соперничающие друг с другом за привилегии. В том числе за лицензии на торговлю особыми ценными бумагами — «справками» о прощении грехов.
Обоснование их придумано французским доминиканцем Гуго Шерским еще в XIII веке: благодаря страданиям мучеников и святых у церкви скопился безграничный запас заслуг перед Богом, которым она может поделиться с менее заслуженными или грешными мирянами.
Комиссаром по продаже индульгенций на всей территории северной и центральной Германии папа Лев X назначает архиепископа Альбрехта. Одна половина выручки идет в Рим на строительство собора Святого Петра. Другая — на погашение долга за покупку церковного сана.
За маркетинг отвечает доминиканский монах Тецель. В апреле 1517 году он разворачивает масштабную «священную торговлю» по фиксированным тарифам. Дороже всего стоит святотатство и убийство священника. За рядовое ограбление можно откупиться так, что еще останется на грех бражничества. Происхождение денег продавцов не волнует. Если товар залеживается, они по законам рынка переходят от угрозы костром к скидкам.