Книги
Архитектура
Самое всеобъемлющее искусство
Что скрывает зодчество
Архитектура, возможно, древнейшее из всех искусств — и уж точно самое всеобъемлющее. Только она работает одновременно с формой, пространством, светом, цветом и даже временем. Архитектура — еще и искусство повествовательное, и сюжеты ее рассказывают об устройстве Вселенной, месте человека в мироздании и присутствии высших сил.
Но есть в ней и скрытая составляющая: она «пробуждает в нас самые глубинные инстинкты — ассимиляционные и эротические, когда хочется обнять, объять умом и обладать». Архитекторы в буквальном смысле правят миром, принуждая людей к тем или иным перемещениям, задавая душевный настрой и даже образ мыслей. А еще в архитектуре множество парадоксов: важнейшая ее ипостась — это «огороженная пустота», «не только оптическое, но и осязательное искусство», и потому чрезвычайно важно, из каких материалов построено здание.
Но язык архитектуры не прост, в нем множество хитросплетений и диалектов. Книга Сергея Кавтарадзе, лауреата премии «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки», соединяет черты популярного введения в архитектуру и пристрастного эссе, в котором нашлось место пирамидам, античным храмам и дворцам, готическим соборам, Иерусалиму земному и небесному, мечетям и буддийским ступам, масонам и роли тоталитарных идеологий в истории архитектуры. И все же это рассказ искусствоведа, а не архитектора-практика.
Именно поэтому в центре внимания в основном уникальные сооружения. Обычные жилища остались за кадром, если не считать страниц, посвященных традиционной русской избе. Хотя практически всегда они, как и изба, отражают представления о мироздании, далеко не очевидные для их обитателей. Зачастую представления эти восходят к самой глубокой древности и давно забытым культурным влияниям — так, есть сходство между устройством древнеегипетских храмов и средневековых базилик. Неудивительно: